Муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пограничном муниципальном районе на 2014-2016 годы»
п. Пограничный 2013 год
Паспорт муниципальной программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Пограничном муниципальном районе на 2014 -2016 годы"
Наименование муниципальной программы |
Муниципальная программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Пограничном муниципальном районе на 2014-2016 годы" (далее – Программа) |
Наименование документов, регламентирующих разработку муниципальной программы |
1.Федеральный закон от 24.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; 2. Закон Приморского края от 01.07.2008 года № 278-КЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Приморском крае». 3.Постановление Администрации Приморского края от 07.12.2012 № 328 – па « Об утверждении государственной программы Приморского края «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края» на 2013 – 2017 годы» |
Заказчик муниципальной программы |
Администрация Пограничного муниципального района |
Разработчик муниципальной программы |
Администрация Пограничного муниципального района |
Цель муниципальной программы |
- создание благоприятных условий для функционирования малого и среднего предпринимательства в районе; - обеспечение устойчивого развития предпринимательства, как важнейшего компонента формирования диверсифицированной территориальной экономики, решения проблемы занятости населения; - повышение роли предпринимательства в социально-экономическом развитии района; - стимулирование населения к активизации предпринимательской деятельности; - обеспечение экономического подъема, роста уровня и качества жизни населения района. |
Задачи муниципальной программы |
- повышение эффективности и конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства; - улучшение стартовых условий для предпринимательской деятельности (грантовая поддержка начинающим предпринимателям); - вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность; - развитие деловой активности населения района за счет повышения интереса к предпринимательской деятельности; - создание новых рабочих мест, увеличение объемов производства, объемов платных услуг населению и налоговых поступлений в бюджет Пограничного муниципального района. |
Контингент охвата муниципальной программой |
I. По правовому статусу: 1. Субъекты малого и среднего предпринимательства. |
Период реализации муниципальной программы |
2014 — 2016 годы |
Основные исполнители муниципальной программы |
- отдел экономики, прогнозирования и внешнеэкономических связей администрации Пограничного муниципального района; - отдел градостроительства, имущественных отношений и землепользования администрации Пограничного муниципального района; - финансовое управление администрации Пограничного муниципального района. |
Перечень основных мероприятий муниципальной программы |
Согласно приложения к Программе |
Объем и источники финансирования мероприятий муниципальной программы |
ВСЕГО: 268,544 млн. руб., в том числе: 1.Средства федерального бюджета - 0,696 млн. руб. 2.Средства краевого бюджета - 0,174 млн. руб. 3.Средства районного бюджета – 0,174 млн руб. 4. Средства субъектов малого и среднего бизнеса - 267,5 млн. руб. |
Ожидаемые конечные результаты муниципальной программы |
Индикаторами эффективности реализуемых на районном уровне мер будут следующие: -обеспечение за годы действия Программы роста объема отгруженной продукции (работ, услуг) на предприятиях субъектов малого и среднего бизнеса на 77%; -обеспечение за годы действия Программы темпа роста среднемесячной заработной платы на предприятиях малого и среднего бизнеса на 26%; -увеличение объема инвестиций в 2,1 раза; -увеличение вклада малого и среднего предпринимательства в формирование бюджета района и бюджетов городского и сельских поселений; -увеличение численности работников предприятий субъектов малого и среднего бизнеса на 9%. |
Организация контроля за реализацией муниципальной программы |
Контроль за ходом исполнения муниципальной целевой программы и координацию деятельности исполнителей Программы осуществляет отдел экономики, прогнозирования и внешнеэкономических связей администрации Пограничного муниципального района. Исполнители программных мероприятий по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляют в Экспертный совет Пограничного муниципального района отчет о ходе выполнения программных мероприятий. Кроме того, ежегодно до 1 марта отдел экономики, прогнозирования и внешнеэкономических связей администрации Пограничного муниципального района представляет в Экспертный совет доклад о ходе работ по реализации Программы. |
СОДЕРЖАНИЕ
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения –------- 6
2. Цели и задачи программы –----- 9
3. Сроки и этапы реализации программы –----- 9
4. Перечень основных программных мероприятий –---- 10
5. Механизм реализации программы –---- 11
6. Ожидаемые конечные результаты реализации программы –----- 11
7. Система управления и контроля за реализацией программы –----- 12
Приложение 1 –----- 13
Приложение 2 –----- 15
Приложение 3 –----- 17
Приложение 4 –----- 21
Приложение 5 –----- 52
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения
1.1. Малое и среднее предпринимательство в Пограничном муниципальном районе охватывает практически все виды экономической деятельности, способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, является частью налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней, обеспечивает занятость населения, насыщает рынок разнообразными товарами и услугами.
В связи с тем, что малый и средний бизнес решает проблемы занятости населения, насыщения рынка и удовлетворения потребительского спроса, он может выступить серьезным средством преодоления кризисных явлений в экономике и ее стабилизации.
Для решения вопросов развития малого и среднего бизнеса в Пограничном муниципальном районе создан Совет по развитию малого и среднего предпринимательства. Основные направления работы Совета: содействие развитию малого и среднего предпринимательства и его консолидации для решения актуальных социально – экономических проблем муниципального района. Совет поддерживает инициативы, а также вносит предложения в администрацию Пограничного муниципального района, направленные на осуществление государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства.
Индикатором создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в Пограничном муниципальном районе стала тенденция роста количества субъектов малого и среднего бизнеса, численности занятых в малом секторе экономики, объемов выпуска продукции (работ, услуг) на предприятиях малого и среднего бизнеса, повышение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов в сфере малого и среднего бизнеса.
По состоянию на 01.01.2013 года в Пограничном муниципальном районе число зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства составило 493, что составляет 72% от общей численности хозяйствующих субъектов и увеличилось по сравнению с 2011 годом на 5%. 57% -в отрасли розничная торговля, 10% - деятельность транспорта и связи, 7%- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, 7%- предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг, 6% - в отрасли сельское, лесное хозяйство и охота, 4%- обрабатывающие производства, 4% - строительство, 3% - деятельность гостиниц и ресторанов, 1% - финансовая деятельность, 1% - образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг.
По оценке на 01.01.2014 года количество субъектов малого и среднего предпринимательства составит 499 субъектов, на 01.01.2017 года - 520 субъектов.
По оценке объем произведенной субъектами малого и среднего бизнеса продукции (работ, услуг), в период с 2014 по 2016 год вырастет с 1790,6 до 2355,8 млн. рублей, что составит 132% в действующих ценах и 109% в сопоставимых ценах. В 2016 году доля продукции (работ, услуг), произведенной субъектами малого и среднего бизнеса, составит 56% от общего объема произведенной продукции (работ, услуг) по муниципальному району.
Среднесписочная численность занятых на предприятиях малого бизнеса имеет тенденцию к увеличению: в 2012 году работало 1920 человек, в 2016 году - 2000 человек, рост 4% .
Объем инвестиций субъектов малого и среднего бизнеса в собственное производство составит в 2016 году 95,2 млн. руб. или 38% от общего объема инвестиций.
Имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства в муниципальном районе осуществляется в форме аренды муниципальных помещений, земельных участков для осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с действующим законодательством.
Субъекты малого предпринимательства участвуют на конкурсной основе в выполнении муниципального заказа.
Основной проблемой развития собственного дела является отсутствие достаточных финансовых средств.
Субъекты малого и среднего бизнеса планируют использовать собственные средства в сумме 920,1 млн. руб. на развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, приобретение строительной техники, строительство магазинов и объектов для оказания платных услуг в том числе: в 2014 году - 254,3 млн. руб., в 2015 году - 302,6 млн. руб., в 2016 году - 363,2 млн. руб.
Структура инвестиций субъектов малого и среднего бизнеса в 2014-2016 годах:
- строительство – 70% (644,1 млн. руб.);
- платные услуги – 16% ( 147,0 млн. руб.);
- розничная торговля – 9% (83,0 млн. руб.);
- сельское хозяйство - 4% (37,0 млн. руб.);
- промышленность - 1% (9,0 млн. руб.).
Результатом реализации мероприятий Программы станет рост числа субъектов малого и среднего бизнеса с одновременным увеличением количества рабочих мест и среднемесячной заработной платы работников малых и средних предприятий, выпуска продукции (работ, услуг) и увеличением налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
В 2014 - 2016 годах прирост субъектов малого и среднего бизнеса прогнозируется на 4%, таким образом, к концу 2016 года количество субъектов малого и среднего бизнеса достигнет 520 единиц.
Прогнозируемые изменения количества предприятий малого и среднего бизнеса будут сопровождаться увеличением среднесписочной численности работников.
Среднесписочная численность работников предприятий малого и среднего бизнеса за 2014 - 2016 годы возрастет на 4% и на 1 января 2017 года составит 2,0 тыс. чел. или 46% от общего количества работающих на предприятиях района (4,31 тыс. чел.).
Средняя заработная плата работников предприятий субъектов малого и среднего бизнеса возрастет на 20% по сравнению с 2012 годом и составит 12000 руб.
Реализация мероприятий настоящей Программы позволит создать более благоприятные условия для успешного развития малого и среднего предпринимательства и достичь ожидаемых результатов.
Содействие малому и среднему бизнесу будет являться важным фактором социально-экономического развития района. Это не только расширение производства и внедрение новых видов продукции – это создание новых рабочих мест и обеспечение занятости, рост доходов населения и увеличение поступлений налогов в бюджет района.
2. Цели и задачи программы
2.1. Целями программы являются:
- создание благоприятных условий для функционирования малого и среднего предпринимательства в районе;
- обеспечение устойчивого развития предпринимательства, как важнейшего компонента формирования диверсифицированной территориальной экономики;
- решение проблемы занятости населения;
- повышение роли предпринимательства в социально-экономическом развитии района;
- стимулирование населения к активизации предпринимательской деятельности;
- обеспечение экономического подъема, роста уровня и качества жизни населения района.
2.2. Достижение целей требует решения следующих задач:
- повышение эффективности и конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
- улучшение стартовых условий для предпринимательской деятельности (грантовая поддержка начинающим предпринимателям);
- вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность;
- развитие деловой активности населения района за счет повышения интереса к предпринимательской деятельности;
- создание новых рабочих мест, увеличение объемов производства, объемов платных услуг населению и налоговых поступлений в бюджет района.
3. Сроки и этапы реализации программы
3.1.Настоящая Программа разработана на среднесрочный период – 2014 – 2016 годы. Мероприятия будут выполняться в соответствии с указанными в приложении 3 сроками. С учетом происходящих в экономике реформ, мероприятия могут быть скорректированы в установленном порядке.
4. Перечень основных программных мероприятий
4.1. Перечень основных мероприятий Программы с указанием объемов и источников их финансирования представлен в приложении 3.
Программа предусматривает реализацию нижеследующих мероприятий, осуществляемых за счет средств краевого бюджета.
4.1.1. Возмещение части затрат (планируемых и (или) фактически произведенных) субъектов малого предпринимательства, связанных с регистрацией юридического лица, индивидуального предпринимателя, началом предпринимательской деятельности, выплатами по передаче прав на франшизу (паушальный взнос), в виде грантов;
4.1.2. Возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для внутреннего рынка Российской Федерации и (или) экспорта, связанных с уплатой лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным не ранее 01 января 2005 года на срок не более пяти лет;
4.1.3. Возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для внутреннего рынка Российской Федерации и (или) экспорта, связанных с производством инновационных товаров (работ, услуг) и (или) внедрением технологических инноваций;
4.1.4. Возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для внутреннего рынка Российской Федерации и (или) экспорта, связанных с проведением на предприятиях субъектов малого предпринимательства энергетических обследований, работ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в рамках энергосервисных договоров (контрактов), программ по реализации энергосбережения, включая затраты на приобретение и внедрение инновационных технологий, оборудования и материалов, технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства и к источникам электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 500 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), а также объектов инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства и сельхозпроизводителей.
5. Механизм реализации программы
5.1. Финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства, производящим и реализующим товары (работы, услуги), предназначенные для внутреннего рынка Российской Федерации и (или) экспорта, предусмотренная в разделе 4.1.1- 4.1.4 настоящей Программы, осуществляется в форме субсидий, предоставляемых в порядке согласно приложению 4 к настоящей Программе.
Имущественная поддержка субъектов малого бизнеса осуществляется в виде:
- формирования и пополнения базы данных высвобождаемых площадей муниципального имущества;
- предоставления муниципального имущества в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства для ведения предпринимательской деятельности;
- выделения земельных участков под строительство объектов;
- предоставления льгот по арендной плате субъектам малого и среднего предпринимательства, занимающимся социально значимыми видами деятельности.
Информационно-консультационная поддержка субъектов малого бизнеса осуществляется в виде:
- проведения семинаров, «круглых столов»;
- осуществления консультаций по вопросам социально- трудовых отношений;
- предоставления организационно - консультационных услуг безработным гражданам по вопросам организации предпринимательской деятельности;
- освещения в СМИ проблем и перспектив развития малого и среднего предпринимательства;
- проведения районных конкурсов среди субъектов малого и среднего предпринимательства в различных номинациях.
КБК районного бюджета 001 0412 019 4002 244 226
6. Ожидаемые конечные результаты реализации программы
6.1. Индикаторами эффективности реализуемых на районном уровне мер будут следующие:
- увеличение за годы действия Программы объема продукции, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства на 25%;
-
- обеспечение за годы действия Программы темпа роста среднемесячной заработной платы на предприятиях малого и среднего бизнеса на 9,6%;
-
- увеличение вклада малого и среднего предпринимательства в формирование
-
бюджета района и бюджетов городского и сельских поселений;
-
- увеличение численности работников предприятий субъектов малого и среднего
-
бизнеса на 4% (80 чел.).
Оценка результативности действия Программы будет проводиться по результатам отчетного года.
7. Система управления и контроля за реализацией программы
7.1. Текущее исполнение и контроль за реализацией Программы осуществляет отдел экономики, прогнозирования и внешнеэкономических связей администрации Пограничного муниципального района.
7.2. Результаты реализации Программы по итогам оценки ее эффективности рассматриваются на заседании Экспертного совета Пограничного муниципального района.
7.3. Финансирование осуществляется через администрацию Пограничного муниципального района. Финансовый контроль осуществляет финансовое управление администрации Пограничного муниципального района.
7.4. Ответственный за информационное обеспечение – отдел экономики, прогнозирования и внешнеэкономических связей администрации Пограничного муниципального района.
7.5. Ответственный за имущественную поддержку - отдел градостроительства, имущественных отношений и землепользования администрации Пограничного муниципального района.
Приложение 1
Анализ развития малого и среднего предпринимательства в Пограничном муниципальном районе за период 2011 -2013 годы
Показатели |
Ед. изм. |
2011 |
2012 |
2013 (оценка) |
В% 2013/2011 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Количество субъектов малого бизнеса, всего |
единиц |
468 |
493 |
499 |
107 |
в т.ч. по видам экономической деятельности: |
|||||
сельское и лесное хозяйство, охота |
единиц |
30 |
31 |
32 |
107 |
Обрабатывающие производства |
единиц |
21 |
22 |
22 |
105 |
строительство |
единиц |
15 |
15 |
17 |
113 |
оптовая, розничная торговля, ремонт автотранспорта и бытовых изделий |
единиц |
253 |
279 |
284 |
112 |
Деятельность гостиниц и ресторанов |
единиц |
14 |
16 |
18 |
129 |
Деятельность транспорта и связи |
единиц |
55 |
51 |
46 |
84 |
финансовая деятельность |
единиц |
3 |
1 |
1 |
33 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
единиц |
37 |
36 |
36 |
97 |
образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг |
единиц |
6 |
5 |
6 |
100 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
единиц |
34 |
37 |
37 |
109 |
Число индивидуальных предпринимателей |
чел. |
328 |
353 |
354 |
100 |
Среднесписочная численность работников на предприятиях субъектов малого бизнеса |
чел. |
1920 |
1920 |
1930 |
101 |
Среднемесячная зарплата работников |
руб. |
9500 |
10400 |
10500 |
111 |
Объём произведенной предприятиями субъектов малого бизнеса продукции (работ, услуг) |
млн. руб. |
1419,8 |
1473,5 |
1599,7 |
113 |
в т.ч. по видам экономической деятельности |
|||||
Обрабатывающие производства |
млн.руб. |
38,3 |
50,0 |
51,8 |
|
сельское хозяйство |
млн.руб. |
182,6 |
180,6 |
160,3 |
|
строительство |
млн.руб. |
77,2 |
91,1 |
101,8 |
|
розничная торговля |
млн.руб. |
1007,7 |
1015,4 |
1143,1 |
|
общественное питание |
млн.руб. |
52,8 |
58,3 |
65,0 |
|
платные услуги |
млн.руб. |
61,2 |
78,1 |
77,8 |
|
Объем инвестиций предприятий малого и среднего бизнеса, всего |
млн.руб. |
25,5 |
74,6 |
75,0 |
Приложение 2
Прогноз развития малого и среднего предпринимательства в Пограничном муниципальном районе на период 2014-2016 годы
Показатели |
Ед. изм. |
2014 |
2015 |
2016 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Всего субъектов малого и среднего бизнеса |
единиц |
506 |
511 |
520 |
в т.ч. по видам экономической деятельности: |
||||
сельское и лесное хозяйство, охота |
единиц |
32 |
32 |
32 |
обрабатывающие производства |
единиц |
23 |
24 |
25 |
строительство |
единиц |
16 |
17 |
18 |
оптовая, розничная торговля, ремонт автотранспорта и бытовых изделий |
единиц |
288 |
290 |
295 |
деятельность гостиниц иресторанов |
единиц |
18 |
18 |
18 |
деятельность транспорта и связи |
единиц |
52 |
53 |
54 |
финансовая деятельность |
единиц |
1 |
1 |
1 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
единиц |
37 |
38 |
39 |
образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг |
единиц |
5 |
5 |
5 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
единиц |
34 |
33 |
33 |
Число индивидуальных предпринимателей |
чел. |
356 |
359 |
365 |
Среднесписочная численность работников предприятий субъектов малого и среднего бизнеса, всего |
тыс.чел. |
1950 |
1970 |
2000 |
Среднемесячная заработная плата на предприятиях малого и среднего бизнеса |
рублей |
10700 |
11000 |
11400 |
темп в действующих ценах |
% |
101,9 |
102,8 |
103,6 |
Объем произведенной малыми предприятиями продукции (работ, услуг) - всего |
млн.руб. |
1790,6 |
2040,5 |
2355,8 |
темп в сопоставимых ценах |
% |
107 |
108 |
109 |
в т.ч. по видам экономической деятельности |
||||
обрабатывающие производства |
млн.руб. |
56,1 |
62,0 |
69,5 |
в сопоставимых ценах |
% |
105 |
107 |
107,4 |
сельское хозяйство |
млн.руб. |
179,1 |
204,0 |
235,6 |
в сопоставимых ценах |
% |
107 |
107,5 |
110 |
строительство |
млн.руб. |
112,2 |
124,5 |
142,0 |
в сопоставимых ценах |
% |
105 |
106 |
107 |
розничная торговля |
млн.руб. |
1257,9 |
1396,0 |
1578,0 |
в сопоставимых ценах |
% |
105 |
106 |
108 |
общественное питание |
млн.руб. |
71,6 |
102,0 |
117,8 |
в сопоставимых ценах |
% |
105 |
115 |
107 |
платные услуги |
млн.руб. |
113,7 |
152,0 |
212,9 |
в сопоставимых ценах |
% |
105 |
115 |
107 |
Объем инвестиций предприятий малого и среднего бизнеса, всего |
млн.руб. |
80,8 |
88,5 |
98,2 |
в сопоставимых ценах |
% |
102 |
103 |
104 |