ГЛАВНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ 1 разряда по государственному управлению охраной труда

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по проведению месячника по охране труда в Пограничном муниципальном районе

Утвержден
Постановлением администрации
Пограничного муниципального района
от 08.10.2015 г. № 568

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
по проведению месячника по охране труда в Пограничном муниципальном районе

Подробнее...

Рекомендации по проведению месячника по охране труда в осенне-зимний климатический период в организациях Пограничного муниципального района

Месячник по охране труда - как форма пропаганды улучшения условий труда, профилактика травматизма и профзаболеваемости в любой организации, повышение уровня культуры труда каждого работника.

Работа в данном направлении возлагается на руководителя, работодателя.
На уровне всех организаций провести:
- проверки состояния охраны труда административно-общественными комиссиями;
- заседания комиссий по охране труда, с представителями уполномоченных по охране труда, профсоюзов;
- семинары, планерки, посвященные профилактике травматизма и профзаболеваемости;

Подробнее...

Профилактика в межсезонье – залог успеха и безопасного труда.

Осенне-зимний период в Приморском крае характерен резкими изменениями погоды, особенно в последние месяцы осени. Это обилие осадков и большие перепады температур, изменение атмосферного давления. Все эти факторы оказывают большое влияние на самочувствие и трудоспособность населения.
И в этот период климатического межсезонья важно организовать профилактическую работу на предприятиях, в учреждениях с целью предупреждения травматизма и профилактики заболеваемости работников.

Подробнее...

РЕШЕНИЕ межведомственной комиссии по охране труда в Приморском крае "О состоянии условий и охраны труда в организациях сельского хозяйства Приморского края и мерах по их улучшению" от 24 сентября 2015 года

РЕШЕНИЕ межведомственной комиссии по охране труда в Приморском крае "О состоянии условий и охраны труда в организациях сельского хозяйства Приморского края и мерах по их улучшению" от 24 сентября 2015 года

РЕШЕНИЕ межведомственной комиссии по охране труда в Приморском крае "О ходе выполнения решения межведомственной комиссии по охране труда в Приморском крае от 09.12.2014: "О введении должностей специалистов по охране труда (создании служб охраны труда) в м

РЕШЕНИЕ межведомственной комиссии по охране труда в Приморском крае "О ходе выполнения решения межведомственной комиссии по охране труда в Приморском крае от 09.12.2014: "О введении должностей специалистов по охране труда (создании служб охраны труда) в мцниципальных общеобразовательных учреждениях" от 24 сентября 2015 года

РЕШЕНИЕ межведомственной комиссии по охране труда в Приморском крае "О состоянии условий и охраны труда в организациях автотранспорта" от 24 сентября 2015 года

РЕШЕНИЕ межведомственной комиссии по охране труда в Приморском крае "О состоянии условий и охраны труда в организациях автотранспорта" от 24 сентября 2015 года

Устранение вредного воздействия шума на здоровье работников

Основным профессиональным заболеванием, связанным с вредным воздействием акустических факторов на современных промышленных предприятиях, является нейросенсорная тугоухость. В России профессиональная тугоухость в структуре профессиональной патологии составляет 9–12 % и занимает 3-е место после поражения нервной системы и опорно-двигательного аппарата и профессиональной пылевой патологии.
Клинические проявления влияния шума на здоровье работников
В человеческой ушной раковине сосредоточено приблизительно 50 000 волосковых клеток, связанных между собой — на каждый квадратный миллиметр внутреннего уха приходится от 900 до 1000. Слуховой анализатор человека способен улавливать и производить обработку звуковых колебаний в диапазоне от 20Гц до 20кГц, что составляет приблизительно 10 октав. Особенно впечатляет уровень шума, переносимый нашим слуховым аппаратом, в коэффициентовом отношении — в 6 раз (180Дб) превышающий уровень восприятия.
Постоянный шум любого происхождения может быть утомительным для работников предприятия. Необходимо обращать особое внимание на сильные источники шума, которые могут повредить нежные волосковые клетки ушной раковины в области внутреннего уха. Длительное воздействие производственного шума на организм работающих характеризуется специфическим поражением слухового анализатора и неспецифическим поражением нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и эндокринной систем и полиморфностью клинической картины. К сожалению, физиологические изменения, которые могут происходить в слуховом аппарате человека из-за вредного воздействия виброакустических факторов производственной среды и трудового процесса, во многих случаях необратимы.
Зачастую нарушение норм защиты от шума влечет за собой потерю здоровья, а иногда и жизни. Защита слуха — довольно сложная проблема, хотя бы потому, что чрезмерная изоляция рабочего от внешних шумов может привести к самым нежелательным последствиям. Например, работник окажется не в состоянии услышать сигнал пожарной тревоги или звук работы двигателя малошумного автопогрузчика.

ВОПРОС:
Технологические процессы каких отраслей являются наиболее шумными и оказывают наиболее вредное влияние на организм работников?
ОТВЕТ:
К шумоопасным производствам относятся добывающая, дерево-, металло-, и камнеобрабатывающая промышленность, ткацкое производство, машино-, авиа-, судостроение и др. Высокая степень тугоухости встречается у кузнецов, обрубщиков, чеканщиков, медников, авиационных мотористов. К числу шумоопасных профессий относятся также горнорабочие, проходчики, шахтеры, клепальщики, шлифовщики, полировщики, бетонщики, наждачники, заточники, слесари, котельщики, молотобойцы, жестянщики, листоправы и другие. В настоящее время профессиональное снижение слуха возможно и у работников таких достаточно новых профессий, как ди-джеи, операторы call-центров и т. д.

ВОПРОС:
Какое технологическое оборудование является источником вредных виброакустических факторов?
ОТВЕТ:
Источники шума — двигатели, насосы, компрессоры, турбины, пневматические инструменты, молоты, дробилки, станки и т. п. Действие производственного шума во многих случаях сочетается с воздействием вибрации, пыли, токсических и раздражающих веществ, неблагоприятных факторов микро- и макроклимата, с вынужденным неудобным, неустранимым рабочим положением тела, физическим перенапряжением, повышенным вниманием, нервно-эмоциональным перенапряжением, что ускоряет развитие патологии и обуславливает полиморфизм клинической картины. Сочетание обоих неблагоприятных факторов дает неблагоприятный эффект в 2,5 раза чаще, чем воздействие одного фактора.

ВОПРОС:
В каких случаях это возможно?
ОТВЕТ:
Врачи-гигиенисты относят профессиональное снижение слуха к сенсорно-невральной (перцепционной) тугоухости. Под этим термином подразумевается нарушение слуха звуковоспринимающего характера.
Анамнестические данные, отоскопия, акуметрия, аудиометрия и другие исследования позволяют дать оценку степени и характера поражения слуха. Постепенное развитие тугоухости характерно для шумового воздействия. Жалобы работников на головную боль, шум в голове, раздражительность могут появиться уже в первые годы работы в условиях шума и вибрации. Жалобы не являются специфическими для поражения слухового анализатора, а характеризуют собой реакцию организма на воздействие шумовибрационного фактора. Ощущение шума в ушах порой носит мучительный характер, но иногда субъективные шумы отсутствуют.

ВОПРОС:
Как вовремя (на начальной стадии) работнику распознать начало возникновения этого опасного заболевания?
ОТВЕТ:
При профессиональной тугоухости в начальной стадии восприятие низких и средних звуковых частот, а также шепотной речи почти не из-меняется. На этой стадии работники не замечают у себя снижения слуха. Субъективное ощущение снижения слуха наступает по мере прогрессирования процесса, то есть снижения восприятия в области звуковых частот 500, 1000, 2000 Гц (речевой диапазон), которое обычно развивается медленно и постепенно увеличивается со стажем работы в данной профессии.

ВОПРОС:
Какие методы во врачебной практике применяются для диагностики профессиональных заболеваний органов слуха?
ОТВЕТ:
Для оценки профессионального снижения слуха включают определение восприятия речи. Речевая и пороговая тональная аудиометрия позволяет дать в основном количественную оценку повреждения слуха.
Для определения локализации поражения в слуховом анализаторе применяются надпороговые аудиологические тесты: измерение дифференциальных порогов интенсивности тона или ускорения нарастания и выравнивания громкости — феномен рекрюитмента, аудиометрия в условиях маскирующего шума и аудиометрия в расширенном диапазоне звуковых частот и на восприятие ультразвука.

ВОПРОС:
Какие еще профессиональные риски шумового повреждения здоровья работников существуют кроме снижения слуха?
ОТВЕТ:
При систематическом воздействии на организм интенсивного шума могут возникать функциональные нарушения деятельности нервной и сердечно-сосудистой системы, проявляющиеся обычно в виде умеренно выраженного синдрома неврастении, реже в виде синдрома вегетативно-сосудистой дисфункции. В клинической картине этих лиц основными жалобами являются: головная боль тупого характера, нередко с локализацией в лобной и височной областях; чувство тяжести и шума в голове, возникающее к концу работы или после нее; головокружение при перемене положения тела.
Наблюдаются также повышенная раздражительность и слезливость, нарушения сна (часто прерывистый сон, бессонница, реже сонливость), повышенная утомляемость, ноющие боли и неприятные ощущения в области сердца, снижение памяти, потливость. Объективно при этом нередко обнаруживают снижение вестибулярного анализатора, мышечную слабость, тремор век, мелкий тремор пальцев вытянутых рук, снижение сухожильных рефлексов. Наблюдается легкое снижение поверхностной, в основном болевой, чувствительности в дистальных отделах рук и ног. Отмечается неустойчивость пульса и артериального давления, особенно в период пребывания в условиях шума. К концу рабочей смены обычно замедляется пульс, повышается артериальное давление. На электрокардиограмме выявляются изменения, свидетельствующие об экстракардиальных нарушениях: синусовая брадикардия, тенденция к замедлению внутрижелудочковой или предсердно-желудочковой проводимости. Иногда наблюдается наклонность к спазму капилляров конечностей и артерий глазного дна, а также к повышению периферического сопротивления.

Психосоциальные проблемы при профессиональной тугоухости

Трудности в восприятии информации на слух и при общении, возникающие в результате тугоухости из-за воздействия виброакустических факторов производства, пострадавшие работники, как правило, объясняют другими причинами. Например, загруженностью операциями и нехваткой времени для общения, невнимательностью, замкнутостью, погруженностью в процесс работы. Особенностью развития нейросенсорной тугоухости является то, что внутренние травмы уха невидимы, и пострадавшие от акустических травм не считают, что они получили физическую травму в результате шума, а тугоухость тем временем прогрессирует. Снижение уровня слуха сначала не так очевидно, как его внешние проявления в виде инцидентов на производстве — падений, ушибов, травм конечностей и т. п.
Фактическое ежедневное повышение слухового порога после звукового воздействия из-за шума на рабочем месте существенно затрудняет своевременное выявление необратимых изменений слуха. Лица, подвергающиеся воздействию шума, никогда не осознают ощутимых ухудшений способности слышать. В действительности у большинства работников, подвергающихся ежедневному вредному уровню шума, повышение слухового порога составляет порядка одного децибела за каждый год воздействия.
Когда тугоухость становится симметричной и прогрессирующей, у страдающего работника пропадает внутренний критерий, по которому можно судить о приобретенном дефиците слуховой функции. В результате эволюции тугоухости у людей происходят изменения в привычках, они стараются избегать ситуаций, в которых попадают в неловкое положение, не связывая при этом такие изменения со своими проблемами в области слуха.
Симптомы тугоухости весьма неясны и обычно принимают форму потери распознавания частоты звука, то есть недостаточную способность различать два или более одновременных звуковых сигнала при более сильной маскировке одного сигнала другим (ми). В частности, это явление вызывает различной степени трудности при ведении беседы, когда присутствует фоновый шум, который создается другими разговаривающими, работой акустических колонок радиоустановок, двигателей транспорта и т. д.
Другими словами, у людей, страдающих от недостаточного распознавания частоты звука, неспособность слышать является отражением окружающих условий в конкретный момент. Например, страдающий тугоухостью человек, связывает свои проблемы со слухом с фоновым шумом, плохой артикуляцией или невнимательным отношением того, кто к нему обращается. Таким образом, наиболее характерный симптом тугоухости, обусловленной воздействием шума, не признается в качестве такового.
Тугоухость, как правило, ощущается за пределами рабочего места, в рамках семьи. Соответственно, проблемы не связываются с воздействием шума в производственных условиях и не обсуждаются с коллегами. Признание проблем со слухом обычно возникает после упреков со стороны семьи больного и негативных высказываний сотрудников.
Работники, страдающие нейросенсорной тугоухостью, часто нарушают общепринятые в обществе нормы, например, слишком громко разговаривают, часто обращаются с просьбой к собеседникам повторить сказанное, сильно увеличивают громкость теле- и радиоаппаратуры. В связи с этим нередко возникают производственные конфликты, ведь не страдающие снижением слуха сотрудники часто выражают свое явное недовольство в отношении своих «шумных» коллег.
Как правило, лица, страдающие тугоухостью, возникшей под воздействием производственных факторов, не признают наличие профессионального заболевания до тех пор, пока это не станет очевидно для окружающих. Обычно это происходит тогда, когда такой работник начинает замечать за собой привычку постоянно просить людей повторить сказанное. Однако даже на этом этапе жертвы тугоухости не хотят смириться с потерей ими слуха и продолжают работать, несмотря на наличие профессионального заболевания.
Упреки, возникающие из-за проблем со слухом, являются отражением крайне негативной оценки, которая ассоциируется с глухотой.
Работники, у которых проявляются признаки глухоты, могут получить статус ненормальных, неспособных, преждевременно состарившихся или калек. По сути, они рискуют стать в трудовых коллективах так называемыми социальными маргиналами. По мере того как у таких работников развивается тугоухость, создание в отношении них негативного имиджа становится более интенсивным. Не желая принимать образ «глухого», они отказываются признавать симптомы тугоухости. Это заставляет их приписывать свои проблемы со слухом и общением другим факторам и оставаться пассивными. Большинство страдающих тугоухостью не получают консультаций у специалистов медицинских учреждений, не обращаются с просьбами улучшить условия труда на своих рабочих местах, отказываются обсуждать с коллегами и членами семьи возможные корректирующие мероприятия. Больные нейросенсорной тугоухостью воспринимают свои проблемы со слухом пассивно и всячески стараются избегать ситуаций, в которых их недуг может выявиться и привлечь всеобщее внимание.
Если проблемы со слухом достигают той стадии, когда их уже невозможно отрицать или преуменьшить, работник начинает это скрывать, что неизбежно приводит к изоляции от других членов коллектива со стороны работника и исключению его из ранее привычного круга профессионального общения. Окружающие часто объясняют замкнутость коллеги недостаточным интересом к общению, а не тугоухостью. В результате страдающему заболеванием не предлагается квалифицированная медицинская помощь, он оказывается в тупике, не зная как справиться со своей проблемой. Сокрытие работником своих проблем со здоровьем может быть настолько успешным, что члены семьи и сослуживцы, например, могут даже не осознавать обидный для «глухого» сотрудника характер их шуток, вызванных симптомами глухоты.
Поэтому вопросам социальной адаптации работников, которые имеют профессиональные заболевания органов слуха, следует уделять особое внимание. Страдающий тугоухостью не должен чувствовать иронического отношения коллег. Такому работнику необходимо своевременно оказать квалифицированную медицинскую помощь, подобрать эффективный слуховой аппарат. На рабочем месте должен быть проведен комплекс мероприятий по снижению уровня производственного шума — внедрение коллективных средств защиты от шума, специального оборудования, эффективных средств индивидуальной защиты.

Требования безопасности к средствам индивидуальной защиты при работе на высоте

В соответствии с официальной статистикой Росстата РФ из общего количества травм около 15% составляют травмы, связанные с падением работников с высоты.
Таким образом, число несчастных случаев при работах на высоте в общем составе значительное. Безопасность труда при подобных работах обеспечивается организационными и техническими мероприятиями.
В состав технических мероприятий входят средства индивидуальной защиты (СИЗ). Надлежащим образом подобранные и поверенные СИЗ при работе на высоте — одно из основных мероприятий,
обеспечивающих безопасность данных работ. Поэтому соблюдение всех необходимых требований к СИЗ — первоочередная мера для снижения производственного травматизма, связанного
с работой на высоте. К CИЗ при работе на высоте относятся: пояса предохранительные, удерживающие привязи, стропы, когти, лазы.

Требования к удерживающим привязям, поясам предохранительным (монтерским), стропам

Удерживающие привязи, пояса предохранительные (монтерские), стропы должны соответствовать требованиям ГОСТ и Техническим условиям на привязи и пояса конкретных конструкций:
- ГОСТ Р ЕН 363-2007;
- ГОСТ Р ЕН 365-2010;
- ГОСТ Р ЕН 362-2008;
- ГОСТ Р 12.4.206-99;
- ГОСТ Р 12.4.205-99;
- ГОСТ Р 50849-96;
- ГОСТ 12.4.184-95;
- ГОСТ 12.4.089-86;
- ТУ 8786-010-39181999-2010;
- ТУ 8786-010-47145711-2007;
- ТУ 8786-016-47145711-2007;
- ТУ 1415-038-39187500-2006;
- ТУ 8786-002-50338810-01;
- ТУ 1415-038-39187500-2002;
- ТУ 34 09.10806-92;
- ТУ 205 ЭССР 309-85 и т. д., в зависимости от требований завода-изготовителя.

Испытание статической нагрузкой удерживающей привязи, пояса предохранительного (монтерского) со стропом, являющимся неотъемлемой частью привязи (пояса)

Удерживающую привязь, пояс предохранительный, соединенный со стропом, нужно укрепить на испытательном цилиндре. Если строп регулируемый, то при помощи регулирующего устройства следует установить длину стропа не менее 300 мм, как показано на рисунке 1. В соответствии с рисунком 1 необходимо приложить нагрузку между испытательным цилиндром и карабином на свободном конце стропа.
Если строп нерегулируемый, то нагрузка прикладывается также, между испытательным цилиндром и карабином на свободном конце стропа.
Карабин (карабины) должен быть неразъемно закреплен к фалу. Величина зева карабина должна быть от 14 до 25 мм. Если карабин самозамыкающегося или самозащелкивающегося типа, то он должен быть испытан в незамкнутом состоянии.
Нагрузку прилагают в течение 5 минут. Удерживающая привязь, предохранительный пояс должны удерживать испытательный цилиндр.
Испытательная нагрузка должна постоянно поддерживаться величиной 4000 Н (400 кгс) и фиксироваться с помощью динамометра.
Предохранительный пояс считается выдержавшим эксплуатационные испытания, если у него в процессе и после приложения нагрузки отсутствуют:
- деформации металлических частей;
- надрывы ткани и ниток;
- другие дефекты, указывающие на снижение прочности пояса;
- исправность карабинов и стропа;
- разрывы, трещины и другие дефекты на стропе.
Испытание удерживающих привязей, предохранительных поясов следует производить не реже 1 раза в 6 месяцев.

Испытание статической нагрузкой удерживающей привязи, пояса предохранительного (монтерского) в качестве отдельного компонента

Удерживающую привязь, пояс предохранительный надо укрепить на испытательном цилиндре (надеть на жесткую балку, присоединенную к динамометру, закрепленному в испытательном шкафу).
К испытательному цилиндру следует приложить испытательную нагрузку — между испытательным цилиндром и одним из боковых элементов укрепления (боковым кольцом) (рисунок 2). Если другой боковой элемент крепления с противоположной стороны отличается по своей конструкции или удерживающая привязь, предохранительный пояс включают иные элементы крепления — следует повторить данное испытание для каждого из этих элементов. Для этого необходимо приложить к испытательному цилиндру повторную испытательную нагрузку — между испытательным
цилиндром и другим элементом укрепления (другим боковым кольцом) (рисунок 2).
Нагрузку прилагают в течение 5 минут. Удерживающая привязь, предохранительный пояс должны удерживать испытательный цилиндр.
Испытательная нагрузка должна постоянно поддерживаться величиной 4000 Н (400 кгс) и фиксироваться с помощью динамометра.
Предохранительный пояс считается выдержавшим эксплуатационные испытания, если у него в процессе и после приложения нагрузки отсутствуют:
- деформации металлических частей;
- надрывы ткани и ниток;
- другие дефекты, указывающие на снижение прочности пояса.
Испытание удерживающих привязей, предохранительных поясов необходимо производить не реже 1 раза в 6 месяцев.

Результаты испытаний когтей и лазов заносятся в «Журнал учета и осмотра такелажных средств, механизмов и приспособлений» и в протокол. На стремянном ремне каждого когтя или лаза должна быть поставлена отметка с датой следующего испытания.
Ремни для затягивания пятки нагрузкой не испытываются; пригодность их к дальнейшей эксплуатации устанавливается осмотром.

Соблюдение всех вышеуказанных требований к средствам индивидуальной защиты при работе на высоте обязательно даст эффект снижения производственного травматизма, связанного с данной работой.

Специальная оценка условий труда: роль комиссии работодателя

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда. Цель данной статьи — освещение современных требований к работодателю, связанных с проведением СОУТ, а также к работе комиссии работодателя до, в процессе и после проведения СОУТ.
Развивающееся законодательство о специальной оценке условий труда (далее — СОУТ) предусматривает единые процедуры, позволяющие объективно выявить и оценить вредные и (или) опасные условия на конкретных рабочих местах, разработать меры по улучшению условий труда, предоставить гарантии и компенсации работникам, занятым по результатам СОУТ во вредных условиях труда.

Исходя из Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ (далее — Закон № 426-ФЗ), можно выделить следующие этапы проведения СОУТ:
- создание комиссии работодателя и подготовка к проведению СОУТ;
- идентификация потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
- декларирование условий труда;
- проведение измерений и оценок уровней факторов производственной среды и трудового процесса;
- распределение условий труда на рабочих местах по классам (оптимальные — 1-й класс, допустимые — 2-й класс, вредные — 3-й класс, опасные — 4-й класс);
- использование для СОУТ результатов производственного контроля (например, протоколов испытательных лабораторий Роспотребнадзора);
- оформление результатов СОУТ в виде отчета;
- применение результатов СОУТ (информирование работников, предоставление компенсаций, планирование мероприятий по улучшению условий труда, размещение на сайте организации и др.).

Как следует из указанных этапов, СОУТ во многом отличается от известной в прошлом аттестации рабочих мест по условиям труда (далее — АРМ). Согласно статье 3 Закона № 426-ФЗ СОУТ является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных гигиенических нормативов условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения СОУТ устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

Для реализации Закона № 426-ФЗ к настоящему времени принят ряд постановлений Правительства Российской Федерации и более двух десятков приказов Минтруда России.
Для работодателя из постановлений Правительства РФ следует выделить такие:
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении Перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей» от 14 апреля 2014 года № 290 (с изменениями Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2015 года № 396);
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня списков работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), которые применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости» от 16 июля 2014 года № 665.

СОУТ проводится совместно работодателем, финансирующим работы по СОУТ, и организацией или организациями, допущенными к оказанию услуг в установленном порядке и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
До начала проведения СОУТ в рамках требований статьи 9 Закона № 426-ФЗ для организации и проведения СОУТ работодателем образуется комиссия по проведению СОУТ, число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения СОУТ. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель. В ее состав включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).
Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя. Комиссия до начала выполнения работ по проведению СОУТ утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ, с указанием аналогичных рабочих мест. В перечне рабочих мест для каждого места (по профессии, должности или специальности работников, занятых на данном рабочем месте, в соответствии со штатным расписанием) приводятся потенциально вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса и продолжительность их воздействия на работника в течение рабочего дня (смены).

На основе составленного комиссией перечня рабочих мест после заключения договора организация, проводящая СОУТ, приступает к идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Согласно статье 10 Закона № 426-ФЗ под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным Приказом Минтруда России № 33н. Процедура идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов устанавливается Методикой № 33н. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей СОУТ. На этапе идентификации должно быть тесное взаимодействие комиссии с экспертом. Это связано с тем, что при идентификации на рабочих местах потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов должны учитываться:
1) производственное оборудование, материалы и сырье, используемые работниками и являющиеся источниками вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицируются и при наличии которых в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников;
2) результаты ранее проводившихся на данных рабочих местах исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;
3) случаи производственного травматизма и (или) установления профессионального заболевания, возникшие в связи с воздействием на работника на его рабочем месте вредных и (или) опасных производственных факторов;
4) предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.

В случае если вредные и (или) опасные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов не проводятся.
В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные факторы по результатам идентификации не выявлены, работодателем подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Форма декларации, заполняемая работодателем, утверждена Приказом Минтруда России «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда» от 7 февраля 2014 года № 80н.

Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда действительна в течение пяти лет.
Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении СОУТ. Как правило, декларируемыми условиями труда могут быть условия труда на рабочих местах руководителей, специалистов и иного административного персонала (менеджеров, юристов, экономистов, финансистов, офисных работников), не участвующих непосредственно в производственных процессах.
Исследования (испытания) и измерения на рабочих местах с идентифицированными потенциально вредными и (или) опасными производственными факторами проводятся испытательной лабораторией организации, проводящей СОУТ (ст. 12 Закона № 426-ФЗ и Методика № 33н).
На основании протоколов измерений эксперты относят условия труда к соответствующим классам (оптимальные (1-й класс), допустимые (2-й класс), вредные (3-й класс с подклассами степеней вредности 3.1, 3.2, 3.3, 3.4) и опасные (4-й класс) условия труда) и заполняют карты СОУТ.

Работодателю следует обратить внимание на то, что без идентификации прямые измерения факторов проводятся в отношении:
1) рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости;
2) рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
3) рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных АРМ или СОУТ были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Важным аспектом является проведение СОУТ в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых СОУТ проводится с учетом особенностей в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2014 года № 290 (с изменениями Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2015 года № 396). Например, к ним относятся рабочие места работников, непосредственно осуществляющих тушение пожаров и проведение аварийноспаса тельных работ, работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций и др.
Для каждого вида экономической деятельности и конкретных рабочих мест характерна своя совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, а также виды оценок. Комиссия по проведению СОУТ должна быть готова к взаимодействию с экспертом. Перечень факторов производственной среды и трудового процесса приведен в статье 13 Закона № 426-ФЗ, а их классификация — в статье 14 Закона № 426-ФЗ.

Следующий новый аспект взаимодействия комиссии с экспертом связан с оценкой эффективности средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ). С 25 мая 2015 года в работе комиссии прибавилось принятие решения на основании заключения эксперта организации, проводящей СОУТ, о снижении на одну степень класса (подкласса) условий труда в случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных СИЗ. Такой подход определен частью 6 статьи 14 Закона № 426-ФЗ и Приказом Минтруда России «Об утверждении методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом» от 5 декабря 2014 года № 996н. Снижение класса (подкласса) условий труда применяется к следующим видам эффективных СИЗ:
1) СИЗ от химических факторов:
- костюмы изолирующие от химических факторов (в том числе применяемые для защиты от биологических факторов);
- СИЗ органов дыхания изолирующие;
- СИЗ органов дыхания фильтрующие;
- одежда специальная защитная, в том числе одежда фильтрующая защитная от химических факторов.
2) СИЗ от повышенных и (или) пониженных температур:
- одежда специальная защитная и СИЗ рук от конвективной теплоты, теплового излучения, искр и брызг расплавленного металла;
- одежда специальная защитная и СИЗ рук от воздействия пониженной температуры;
- СИЗ ног (обувь) от повышенных и (или) пониженных температур, контакта с нагретой поверхностью, тепловых излучений, искр и брызг расплавленного металла;
- СИЗ головы от повышенных (пониженных) температур, тепловых излучений.

Обратим внимание, что с 28 мая 2015 года введены Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденные Приказом Минтруда России от 9 декабря 2014 года № 997н (далее — Приказ № 997н). Также необходимо учитывать Типовые нормы в отраслевом разрезе. Например, для такой области, как тушение пожаров, нужно учитывать Приказ Минздравсоцразвития России от 1 сентября 2010 года № 777н (раздел 1 Приложения 1).
По итогам проведения СОУТ организацией, проводящей СОУТ, составляется отчет (ст. 12 Закона № 426-ФЗ), который представляется комиссии работодателя.

Отчет, утверждаемый председателем комиссии, включает следующие результаты проведения СОУТ:
1) сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям;
2) перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
3) карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
4) протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
5) протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;
6) протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов в случае, если проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочих местах может создать угрозу для жизни работников, экспертов и (или) иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда, а также иных лиц (при наличии такого решения);
7) сводная ведомость специальной оценки условий труда;
8) перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;
9) заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения СОУТ на их рабочих местах под роспись в срок не позднее, чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). В этот же срок работодатель организует размещение на своем официальном сайте в интернете (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения СОУТ в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников (ч. 6 ст. 15 Закона №426-ФЗ).

Ряд вопросов комиссии связан с датами начала и завершения СОУТ.
Рекомендуется начало проведения СОУТ определять за полгода до окончания даты действия АРМ (для сохранения преемственности и не нарушения права предоставления компенсаций работникам; соблюдения законодательства о СОУТ и в связи с административной ответственностью). Например, АРМ в организации завершена 1 декабря 2011 года (согласно приказу работодателя). Действие результатов АРМ распространяется на 5 лет — до 1 декабря 2016 года. К этому же сроку должна быть завершена СОУТ, о чем будет свидетельствовать дата утверждения отчета о проведении СОУТ председателем комиссии по проведению СОУТ (ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Учитывая объем работы, рекомендуется начать СОУТ не позднее 1 июня 2016 года.
Как было отмечено выше, возрастает роль комиссии по проведению СОУТ. Образно говоря, в процессе проведения СОУТ на одной чаше весов — работа экспертов по СОУТ, на другой уравновешивающей чаше — работа комиссии работодателя. Причем в процессе проведения СОУТ, как правило, каждое заключение эксперта для реализации процесса проведения СОУТ должно иметь положительное решение комиссии.
Здесь следует обратить внимание на обозначенные в разделе 9 отчета заключения эксперта организации, проводящей СОУТ. К ним относятся заключения:
- об идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ; п. 4 Методики № 33н);
- об отсутствии на рабочем месте вредных и (или) опасных производственных факторов к декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (ч. 4 ст. 10 Закона № 426-ФЗ; п. 7 Методики № 33н; Приложение 1 Приказа Минтруда России от 7 февраля 2014 года № 80н);
- о рабочих местах, в отношении которых идентификация не осуществляется (ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ; п. 11 Методики № 33н);
- об использовании результатов производственного контроля (ч. 7 и 8 ст. 12 Закона № 426-ФЗ);
- об определении Перечня рабочих мест для измерений и исследований (ч. 7 ст. 10 Закона № 426-ФЗ; п. 11 Методики № 33н);
- о снижении класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом (ч. 6 ст. 14 Закона № 426-ФЗ; Приказ Минтруда России от 5 декабря 2014 года № 976н);
- об оценке травмоопасности рабочих мест с особенностями проведения СОУТ (ч. 4 ст. 15 Закона № 426-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 14 апреля 2014 года № 290, Приказы Минтруда России об особенностях проведения СОУТ на рабочих местах в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности).

В свою очередь, исходя из требований СОУТ, необходимы следующие виды протоколов комиссии:
1) до начала выполнения работ по СОУТ:
об утверждении Перечня рабочих мест для проведения СОУТ с указанием аналогичных рабочих мест (ч. 5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ);
2) в процессе проведения СОУТ:
- об утверждении результатов идентификации вредных и (или) опасных факторов (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ; п. 4 Методики № 33н) на основании заключения (результатов идентификации) эксперта;
- о признании допустимыми условий труда на рабочих местах с не идентифицированными вредными и (или) опасными факторами для подачи декларации (ч. 4 ст. 10 Закона № 426-ФЗ; п. 7 Методики № 33н, Приложение 1 Приказа Минтруда России от 7 февраля 2014 года № 80н) на основании заключения эксперта;
- о принятии решения о проведении измерений идентифицированных вредных и (или) опасных факторов и формировании перечня факторов, подлежащих измерениям (ч. 5 ст. 10 Закона№ 426-ФЗ) на основании заключения эксперта;
- о принятии решения об использовании результатов производственного контроля при проведении СОУТ (ч. 7 ст. 12 Закона № 426-ФЗ, п. 13 Методики № 33н) по представлению эксперта;
- о принятии решения о невозможности проведения исследований в случае угрозы для жизни работников и экспертов и отнесения условий труда к опасному классу (ч. 10 ст. 12 Закона № 426-ФЗ) с включением в отчет о проведении СОУТ при наличии такого решения;
о снижении класса условий труда по результатам оценки эффективности средств индивидуальной защиты работников (ч. 6 ст. 14 Закона № 426-ФЗ, Приказ Минтруда России от 5 декабря 2014 года № 976н) на основании заключения эксперта.
3) после завершения СОУТ (по результатам СОУТ после утверждения отчета):
- об отказе работников с ознакомлением с Картами СОУТ (ч. 2 ст. 5 Закона № 426-ФЗ);
- о предоставлении гарантий и компенсаций по повышенной оплате труда работников (пп. 2, 6 ст. 7 Закона № 426-ФЗ, строка 040 Карты СОУТ Приложения 3 Методики № 33н);
- о предоставлении гарантий и компенсаций по ежегодному дополнительному оплачиваемому отпуску (пп. 2, 6 ст. 7 Закона № 426-ФЗ, строка 040 Карты СОУТ Приложения 3 Методики № 33н);
- о предоставлении гарантий и компенсаций по сокращенной продолжительности рабочего времени (пп. 2, 6 ст. 7 Закона № 426-ФЗ, строка 040 Карты СОУТ Приложения 3 Методики № 33н);
- о предоставлении гарантий и компенсаций по молоку или другим равноценным пищевым продуктам (пп. 2, 6 ст. 7 Закона № 426-ФЗ, строка 040 Карты СОУТ Приложения 3 Методики № 33н);
- о предоставлении гарантий и компенсаций по лечебно-профилактическому питанию (пп. 2, 6 ст. 7 Закона № 426-ФЗ, строка 040 Карты СОУТ Приложения 3 Методики № 33н);
- о предоставлении гарантий и компенсаций по праву на досрочное назначение страховой пенсии (пп. 2, 6 ст. 7 Закона № 426-ФЗ;
ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Постановление Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665; строка 040 Карты СОУТ Приложения 3 Методики № 33н);
- о предоставлении гарантий и компенсаций по проведению медицинских осмотров (ст. 213 Трудового кодекса РФ; п. 6 ч. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ; пп. 2, 6 ст. 7 Закона № 426-ФЗ; строка 040 Карты СОУТ Приложения 3 Методики № 33н);
- о дополнительном соглашении к трудовому договору (ст. 57 Трудового кодекса РФ; пп. 2 ст. 7 Закона № 426-ФЗ).

В заключение отметим, что с 2015 года в Российской Федерации усилилась административная ответственность работодателя по выполнению требований СОУТ. Введена новая статья 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая, в частности в своей части 2, предусматривает, что нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 5 указанной статьи совершение административных правонарушений лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
.

Подкатегории

Страница 84 из 106