Воскресенье, мая 19, 2024

Current Date & Time

Госструктуры ссылки

Обратиться к ПрезидентутРоссии  Официальный сайт Администрации Приморского края Уполномоченный по правам человека в Приморском крае  Федеральный портал государственной службы и управленчесских кадров 

Муниципальные услуги

User Login

Счетчик обращений

Поиск документов и статей

Специальная оценка условий труда: роль комиссии работодателя

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда. Цель данной статьи — освещение современных требований к работодателю, связанных с проведением СОУТ, а также к работе комиссии работодателя до, в процессе и после проведения СОУТ.
Развивающееся законодательство о специальной оценке условий труда (далее — СОУТ) предусматривает единые процедуры, позволяющие объективно выявить и оценить вредные и (или) опасные условия на конкретных рабочих местах, разработать меры по улучшению условий труда, предоставить гарантии и компенсации работникам, занятым по результатам СОУТ во вредных условиях труда.

Исходя из Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ (далее — Закон № 426-ФЗ), можно выделить следующие этапы проведения СОУТ:
- создание комиссии работодателя и подготовка к проведению СОУТ;
- идентификация потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
- декларирование условий труда;
- проведение измерений и оценок уровней факторов производственной среды и трудового процесса;
- распределение условий труда на рабочих местах по классам (оптимальные — 1-й класс, допустимые — 2-й класс, вредные — 3-й класс, опасные — 4-й класс);
- использование для СОУТ результатов производственного контроля (например, протоколов испытательных лабораторий Роспотребнадзора);
- оформление результатов СОУТ в виде отчета;
- применение результатов СОУТ (информирование работников, предоставление компенсаций, планирование мероприятий по улучшению условий труда, размещение на сайте организации и др.).

Как следует из указанных этапов, СОУТ во многом отличается от известной в прошлом аттестации рабочих мест по условиям труда (далее — АРМ). Согласно статье 3 Закона № 426-ФЗ СОУТ является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных гигиенических нормативов условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения СОУТ устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

Для реализации Закона № 426-ФЗ к настоящему времени принят ряд постановлений Правительства Российской Федерации и более двух десятков приказов Минтруда России.
Для работодателя из постановлений Правительства РФ следует выделить такие:
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении Перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей» от 14 апреля 2014 года № 290 (с изменениями Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2015 года № 396);
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня списков работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), которые применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости» от 16 июля 2014 года № 665.

СОУТ проводится совместно работодателем, финансирующим работы по СОУТ, и организацией или организациями, допущенными к оказанию услуг в установленном порядке и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
До начала проведения СОУТ в рамках требований статьи 9 Закона № 426-ФЗ для организации и проведения СОУТ работодателем образуется комиссия по проведению СОУТ, число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения СОУТ. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель. В ее состав включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).
Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя. Комиссия до начала выполнения работ по проведению СОУТ утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ, с указанием аналогичных рабочих мест. В перечне рабочих мест для каждого места (по профессии, должности или специальности работников, занятых на данном рабочем месте, в соответствии со штатным расписанием) приводятся потенциально вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса и продолжительность их воздействия на работника в течение рабочего дня (смены).

На основе составленного комиссией перечня рабочих мест после заключения договора организация, проводящая СОУТ, приступает к идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Согласно статье 10 Закона № 426-ФЗ под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным Приказом Минтруда России № 33н. Процедура идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов устанавливается Методикой № 33н. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей СОУТ. На этапе идентификации должно быть тесное взаимодействие комиссии с экспертом. Это связано с тем, что при идентификации на рабочих местах потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов должны учитываться:
1) производственное оборудование, материалы и сырье, используемые работниками и являющиеся источниками вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицируются и при наличии которых в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников;
2) результаты ранее проводившихся на данных рабочих местах исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;
3) случаи производственного травматизма и (или) установления профессионального заболевания, возникшие в связи с воздействием на работника на его рабочем месте вредных и (или) опасных производственных факторов;
4) предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.

В случае если вредные и (или) опасные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов не проводятся.
В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные факторы по результатам идентификации не выявлены, работодателем подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Форма декларации, заполняемая работодателем, утверждена Приказом Минтруда России «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда» от 7 февраля 2014 года № 80н.

Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда действительна в течение пяти лет.
Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении СОУТ. Как правило, декларируемыми условиями труда могут быть условия труда на рабочих местах руководителей, специалистов и иного административного персонала (менеджеров, юристов, экономистов, финансистов, офисных работников), не участвующих непосредственно в производственных процессах.
Исследования (испытания) и измерения на рабочих местах с идентифицированными потенциально вредными и (или) опасными производственными факторами проводятся испытательной лабораторией организации, проводящей СОУТ (ст. 12 Закона № 426-ФЗ и Методика № 33н).
На основании протоколов измерений эксперты относят условия труда к соответствующим классам (оптимальные (1-й класс), допустимые (2-й класс), вредные (3-й класс с подклассами степеней вредности 3.1, 3.2, 3.3, 3.4) и опасные (4-й класс) условия труда) и заполняют карты СОУТ.

Работодателю следует обратить внимание на то, что без идентификации прямые измерения факторов проводятся в отношении:
1) рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости;
2) рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
3) рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных АРМ или СОУТ были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Важным аспектом является проведение СОУТ в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых СОУТ проводится с учетом особенностей в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2014 года № 290 (с изменениями Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2015 года № 396). Например, к ним относятся рабочие места работников, непосредственно осуществляющих тушение пожаров и проведение аварийноспаса тельных работ, работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций и др.
Для каждого вида экономической деятельности и конкретных рабочих мест характерна своя совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, а также виды оценок. Комиссия по проведению СОУТ должна быть готова к взаимодействию с экспертом. Перечень факторов производственной среды и трудового процесса приведен в статье 13 Закона № 426-ФЗ, а их классификация — в статье 14 Закона № 426-ФЗ.

Следующий новый аспект взаимодействия комиссии с экспертом связан с оценкой эффективности средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ). С 25 мая 2015 года в работе комиссии прибавилось принятие решения на основании заключения эксперта организации, проводящей СОУТ, о снижении на одну степень класса (подкласса) условий труда в случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных СИЗ. Такой подход определен частью 6 статьи 14 Закона № 426-ФЗ и Приказом Минтруда России «Об утверждении методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом» от 5 декабря 2014 года № 996н. Снижение класса (подкласса) условий труда применяется к следующим видам эффективных СИЗ:
1) СИЗ от химических факторов:
- костюмы изолирующие от химических факторов (в том числе применяемые для защиты от биологических факторов);
- СИЗ органов дыхания изолирующие;
- СИЗ органов дыхания фильтрующие;
- одежда специальная защитная, в том числе одежда фильтрующая защитная от химических факторов.
2) СИЗ от повышенных и (или) пониженных температур:
- одежда специальная защитная и СИЗ рук от конвективной теплоты, теплового излучения, искр и брызг расплавленного металла;
- одежда специальная защитная и СИЗ рук от воздействия пониженной температуры;
- СИЗ ног (обувь) от повышенных и (или) пониженных температур, контакта с нагретой поверхностью, тепловых излучений, искр и брызг расплавленного металла;
- СИЗ головы от повышенных (пониженных) температур, тепловых излучений.

Обратим внимание, что с 28 мая 2015 года введены Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденные Приказом Минтруда России от 9 декабря 2014 года № 997н (далее — Приказ № 997н). Также необходимо учитывать Типовые нормы в отраслевом разрезе. Например, для такой области, как тушение пожаров, нужно учитывать Приказ Минздравсоцразвития России от 1 сентября 2010 года № 777н (раздел 1 Приложения 1).
По итогам проведения СОУТ организацией, проводящей СОУТ, составляется отчет (ст. 12 Закона № 426-ФЗ), который представляется комиссии работодателя.

Отчет, утверждаемый председателем комиссии, включает следующие результаты проведения СОУТ:
1) сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям;
2) перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
3) карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
4) протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
5) протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;
6) протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов в случае, если проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочих местах может создать угрозу для жизни работников, экспертов и (или) иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда, а также иных лиц (при наличии такого решения);
7) сводная ведомость специальной оценки условий труда;
8) перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;
9) заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения СОУТ на их рабочих местах под роспись в срок не позднее, чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). В этот же срок работодатель организует размещение на своем официальном сайте в интернете (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения СОУТ в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников (ч. 6 ст. 15 Закона №426-ФЗ).

Ряд вопросов комиссии связан с датами начала и завершения СОУТ.
Рекомендуется начало проведения СОУТ определять за полгода до окончания даты действия АРМ (для сохранения преемственности и не нарушения права предоставления компенсаций работникам; соблюдения законодательства о СОУТ и в связи с административной ответственностью). Например, АРМ в организации завершена 1 декабря 2011 года (согласно приказу работодателя). Действие результатов АРМ распространяется на 5 лет — до 1 декабря 2016 года. К этому же сроку должна быть завершена СОУТ, о чем будет свидетельствовать дата утверждения отчета о проведении СОУТ председателем комиссии по проведению СОУТ (ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Учитывая объем работы, рекомендуется начать СОУТ не позднее 1 июня 2016 года.
Как было отмечено выше, возрастает роль комиссии по проведению СОУТ. Образно говоря, в процессе проведения СОУТ на одной чаше весов — работа экспертов по СОУТ, на другой уравновешивающей чаше — работа комиссии работодателя. Причем в процессе проведения СОУТ, как правило, каждое заключение эксперта для реализации процесса проведения СОУТ должно иметь положительное решение комиссии.
Здесь следует обратить внимание на обозначенные в разделе 9 отчета заключения эксперта организации, проводящей СОУТ. К ним относятся заключения:
- об идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ; п. 4 Методики № 33н);
- об отсутствии на рабочем месте вредных и (или) опасных производственных факторов к декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (ч. 4 ст. 10 Закона № 426-ФЗ; п. 7 Методики № 33н; Приложение 1 Приказа Минтруда России от 7 февраля 2014 года № 80н);
- о рабочих местах, в отношении которых идентификация не осуществляется (ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ; п. 11 Методики № 33н);
- об использовании результатов производственного контроля (ч. 7 и 8 ст. 12 Закона № 426-ФЗ);
- об определении Перечня рабочих мест для измерений и исследований (ч. 7 ст. 10 Закона № 426-ФЗ; п. 11 Методики № 33н);
- о снижении класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом (ч. 6 ст. 14 Закона № 426-ФЗ; Приказ Минтруда России от 5 декабря 2014 года № 976н);
- об оценке травмоопасности рабочих мест с особенностями проведения СОУТ (ч. 4 ст. 15 Закона № 426-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 14 апреля 2014 года № 290, Приказы Минтруда России об особенностях проведения СОУТ на рабочих местах в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности).

В свою очередь, исходя из требований СОУТ, необходимы следующие виды протоколов комиссии:
1) до начала выполнения работ по СОУТ:
об утверждении Перечня рабочих мест для проведения СОУТ с указанием аналогичных рабочих мест (ч. 5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ);
2) в процессе проведения СОУТ:
- об утверждении результатов идентификации вредных и (или) опасных факторов (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ; п. 4 Методики № 33н) на основании заключения (результатов идентификации) эксперта;
- о признании допустимыми условий труда на рабочих местах с не идентифицированными вредными и (или) опасными факторами для подачи декларации (ч. 4 ст. 10 Закона № 426-ФЗ; п. 7 Методики № 33н, Приложение 1 Приказа Минтруда России от 7 февраля 2014 года № 80н) на основании заключения эксперта;
- о принятии решения о проведении измерений идентифицированных вредных и (или) опасных факторов и формировании перечня факторов, подлежащих измерениям (ч. 5 ст. 10 Закона№ 426-ФЗ) на основании заключения эксперта;
- о принятии решения об использовании результатов производственного контроля при проведении СОУТ (ч. 7 ст. 12 Закона № 426-ФЗ, п. 13 Методики № 33н) по представлению эксперта;
- о принятии решения о невозможности проведения исследований в случае угрозы для жизни работников и экспертов и отнесения условий труда к опасному классу (ч. 10 ст. 12 Закона № 426-ФЗ) с включением в отчет о проведении СОУТ при наличии такого решения;
о снижении класса условий труда по результатам оценки эффективности средств индивидуальной защиты работников (ч. 6 ст. 14 Закона № 426-ФЗ, Приказ Минтруда России от 5 декабря 2014 года № 976н) на основании заключения эксперта.
3) после завершения СОУТ (по результатам СОУТ после утверждения отчета):
- об отказе работников с ознакомлением с Картами СОУТ (ч. 2 ст. 5 Закона № 426-ФЗ);
- о предоставлении гарантий и компенсаций по повышенной оплате труда работников (пп. 2, 6 ст. 7 Закона № 426-ФЗ, строка 040 Карты СОУТ Приложения 3 Методики № 33н);
- о предоставлении гарантий и компенсаций по ежегодному дополнительному оплачиваемому отпуску (пп. 2, 6 ст. 7 Закона № 426-ФЗ, строка 040 Карты СОУТ Приложения 3 Методики № 33н);
- о предоставлении гарантий и компенсаций по сокращенной продолжительности рабочего времени (пп. 2, 6 ст. 7 Закона № 426-ФЗ, строка 040 Карты СОУТ Приложения 3 Методики № 33н);
- о предоставлении гарантий и компенсаций по молоку или другим равноценным пищевым продуктам (пп. 2, 6 ст. 7 Закона № 426-ФЗ, строка 040 Карты СОУТ Приложения 3 Методики № 33н);
- о предоставлении гарантий и компенсаций по лечебно-профилактическому питанию (пп. 2, 6 ст. 7 Закона № 426-ФЗ, строка 040 Карты СОУТ Приложения 3 Методики № 33н);
- о предоставлении гарантий и компенсаций по праву на досрочное назначение страховой пенсии (пп. 2, 6 ст. 7 Закона № 426-ФЗ;
ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Постановление Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665; строка 040 Карты СОУТ Приложения 3 Методики № 33н);
- о предоставлении гарантий и компенсаций по проведению медицинских осмотров (ст. 213 Трудового кодекса РФ; п. 6 ч. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ; пп. 2, 6 ст. 7 Закона № 426-ФЗ; строка 040 Карты СОУТ Приложения 3 Методики № 33н);
- о дополнительном соглашении к трудовому договору (ст. 57 Трудового кодекса РФ; пп. 2 ст. 7 Закона № 426-ФЗ).

В заключение отметим, что с 2015 года в Российской Федерации усилилась административная ответственность работодателя по выполнению требований СОУТ. Введена новая статья 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая, в частности в своей части 2, предусматривает, что нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 5 указанной статьи совершение административных правонарушений лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
.