Понедельник, мая 20, 2024

Current Date & Time

Госструктуры ссылки

Обратиться к ПрезидентутРоссии  Официальный сайт Администрации Приморского края Уполномоченный по правам человека в Приморском крае  Федеральный портал государственной службы и управленчесских кадров 

Муниципальные услуги

User Login

Счетчик обращений

Поиск документов и статей

О специальной оценке условий труда

Государственной Думой РФ приняты федеральные законы № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда».


Специальная оценка на рабочем месте проводится в соответствии с методикой ее проведения не реже чем один раз в пять лет. Для организации и проведения специальной оценки работодателем создается комиссия, число членов которой должно быть нечетным. В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя. До начала выполнения работ по проведению специальной оценки комиссия утверждает перечень рабочих мест с указанием аналогичных рабочих мест.
Специальная оценка предусматривает идентификацию потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также определение уровня их воздействия на организм человека. Идентификация потенциально вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации утверждаются комиссией. В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения не проводятся. В случае, вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных производственных факторов. Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, формируется комиссией исходя их государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых материалов и сырья, результатов ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, а также исходя из предложений работников. Исследования и измерения осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты проведенных исследований (испытаний) и измерений оформляются протоколами в отношении каждого из этих производственных факторов.
В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам идентификации не выявлены, работодателем подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в государственную инспекцию труда.
По результатам проведения исследований и измерений эксперт организации, проводящей специальную оценку условий труда, осуществляет отнесение условий труда на рабочих места по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда.
Организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Член комиссии, не согласный с результатами, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к отчету.
Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее, чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды между вахтового отдыха.
До 1 января 2016 года сведения, указанные в статье 18, передаются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства (часть 3 статьи 28).
Согласно статье 18 результаты проведения специальной оценки условий труда, в том числе в отношении рабочих мест, условия на которых признаны допустимыми и декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее – информационная система). Обязанность по передаче результатов проведения специальной оценки условий труда возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда. Которая должна в течение 10 рабочих дней со дня утверждения отчета передать его в информационную систему учета в виде электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, сведения, предусмотренные частью 2 статьи 18.
В соответствии со статьей 27 организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего закона, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку до истечения срока действия имеющихся аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно. До дня вступления в силу федерального закона об аккредитации в национальной системе аккредитации аккредитация испытательных лабораторий (центров) осуществляется в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании. Организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего закона, в качестве организаций, оказывающих услуги по АРМ по условиям труда, и имеют в своем составе испытательные лаборатории (центры), срок действия аттестатов, аккредитации которых истекает в 2014 году, вправе проводить специальную оценку без учета требований, установленных пунктом 2 части 1 статьи 19 настоящего закона до 31 декабря 2014 года включительно.
В случае, если аттестация рабочих мест по условиям труда была проведена до дня вступления в силу настоящего закона, специальная оценка в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 17 (внеплановая специальная оценка).
Федеральный закон № 421–ФЗ «О внесении изменений…….в связи с принятием федерального закона «О специальной оценке….» вносит изменения в статью 143 Уголовного кодекса РФ, в Федеральный закон от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», Трудовой кодекс РФ, в Федеральный закон от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и Кодекс об административных правонарушениях РФ. В частности статья 11настоящего закона, вступающая в силу с 1 января 2015 года, устанавливает предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать эти отношения, в достаточно больших размерах. А также КоАП дополнен новыми статьями, которые предусматривают предупреждение или наложение административного штрафа за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации; допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний; не обеспечение работников средствами индивидуальной защиты; нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда.