Пятница, мая 03, 2024

Current Date & Time

Госструктуры ссылки

Обратиться к ПрезидентутРоссии  Официальный сайт Администрации Приморского края Уполномоченный по правам человека в Приморском крае  Федеральный портал государственной службы и управленчесских кадров 

Муниципальные услуги

User Login

Счетчик обращений

Поиск документов и статей

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕРОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕРОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА

При осуществлении надзорно-контрольных полномочий федеральная инспекция труда действует в соответствии с Конституцией РФ, требованиями федеральных законов, в том числе руководствуется ФЗ от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории России любых работодателей независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц.
Предметом плановой проверки является соблюдение организацией в процессе осуществления деятельности обязательных требований. Например - инспекторы проверяют кадровую документацию и соответствие фактических условий труда нормативным требованиям.
Плановая проверка проводится не чаще чем один раз в три года.
О плановой выездной или документарной проверке инспекция труда уведомляет работодателя не позже чем за трое суток.
Работодатель может ознакомиться с Планом проведения плановых проверок, размещенным на сайте ГИТ, и подготовиться к проверке заблаговременно.
Основанием для проведения внеплановой проверки является:
- заявление работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
- истечение срока исполнения предписания об устранении выявленных нарушений;
- задержка работодателем заработной платы, а также выдача ее не в полном объеме;
- начисление зарплаты ниже предусмотренного законом минимального ее размера;
- нарушение законодательства, вызвавшее угрозу здоровью работников;
- запрос от работников на проверку условий труда;
- поступление информации о нарушении трудового законодательства от СМИ,
- поступление информации о нарушении трудового законодательства от органов государственной власти, органов местного самоуправления, других контролирующих органов;
- наличие приказа руководителя инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ;
- на основании требования прокурора по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Проверка проводится на основании распоряжения руководителя ГИТ должностными лицами, которые указаны в этом распоряжении. В организацию направляется распоряжение о начале проведения проверки, одновременно с распоряжением направляется запрос с перечнем документов, которые потребуются для проверки инспекции труда.
В течение десяти рабочих дней со дня получения запроса проверяемая организация обязана направить в ГИТ указанные в запросе документы.
Документы представляются в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя, иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя. Указанные в запросе документы возможно представить в форме электронных документов в порядке, определяемом Правительством РФ.
Инспектор труда может затребовать у работодателя следующие документы:
1. трудовые договоры, личные карточки сотрудников и другие данные о них;
2. штатное расписание;
3. трудовые книжки работников и журнал их учета;
4. график работы и табель учета отработанного времени;
5. документы о прохождении работниками медосмотров;
6. график отпусков;
7. расчетные листки;
8. бухгалтерские ведомости и прочие сведения о денежных выплатах работникам;
9. учредительные документы и локальные нормативные акты; Положения об оплате труда;
10. приказы по кадрам;
11. журналы инструктажей;
12. документы по специальной оценке рабочих мест.
Точный список запрашиваемых документов для проверки инспекцией труда зависит от основания ее проведения.
При проведении проверки могут быть обнаружены следующие нарушения:
- незаключение трудовых договоров или несоответствие их содержания нормам ТК РФ;
- неведение трудовых книжек или журнала учета движения трудовых книжек;
- отсутствие Правил внутреннего трудового распорядка, в которых должны быть прописаны: порядок приема и увольнения работников; режим работы; отпуска; порядок выплаты заработной платы;
- заключение срочного трудового договора без достаточных на то оснований;
- необеспечение проведения предварительных и периодических медицинских осмотров;
- непроведение инструктажей по охране труда;
- непроведение специальной оценки условий труда рабочих мест;
- задержка выплаты заработной платы;
- непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска;
- нарушение порядка расторжения трудового договора;
- отсутствие расследования и учета несчастных случаев.
По результатам контрольно-надзорных мероприятий составляется акт.
В случае обнаружения нарушения трудового законодательства составляется протокол об административном правонарушении.
В случае выявления нарушений трудового законодательства инспекторы ГИТ могут:
- выдать обязательное для исполнения предписание об их устранении;
- приостановить работу организаций или отдельных подразделений при выявлении угрозы жизни и здоровью работников до устранения этих нарушений;
- отстранить от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
- направить материалы в правоохранительные органы для привлечения к уголовной ответственности.
В предписании об устранении нарушений трудового законодательства перечисляются требования об устранении нарушений, отмеченные в акте проверки, указывается срок их устранения. К указанному сроку работодатель обязан предоставить письменную информацию о принятых мерах по устранению нарушений по каждому пункту предписания. К ответственности за нарушения трудового законодательства, выявленные в ходе проверок ГИТ, привлекаются как юридические лица, индивидуальные предприниматели, так и должностные лица.
Лица, виновные в нарушении трудового законодательства, могут привлекаться к дисциплинарной, административной, уголовной ответственности согласно ТК РФ, КоАП и УК РФ.
Работодатель обязан обеспечить беспрепятственный допуск должностных лиц органов гос. надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда с целью проверки условий и охраны труда в организации, расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст 212 ТК РФ).
Работодатель обязан своевременно выполнять предписания государственных надзорных и контрольных органов, обеспечить уплату денежных штрафов, наложенных за нарушение законодательства (ст. 22 ТК РФ).
Решения государственных инспекторов труда обжалуются в административном или судебном порядке.
При выявлении этих нарушений трудинспекторы могут выдать предписание; приостановить работу организаций или отдельных подразделений при выявлении угрозы жизни и здоровью работников до устранения этих нарушений; отстранить от работы лиц, не прошедших обучение по безопасности и охране труда; направить материалы в правоохранительные органы для привлечения к уголовной ответственности.