Среда, мая 08, 2024

Current Date & Time

Госструктуры ссылки

Обратиться к ПрезидентутРоссии  Официальный сайт Администрации Приморского края Уполномоченный по правам человека в Приморском крае  Федеральный портал государственной службы и управленчесских кадров 

Муниципальные услуги

User Login

Счетчик обращений

Поиск документов и статей

Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Уважаемые страхователи!

125 Федеральный закон от 24.07.1998 года «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» закрепил следующие основные моменты.
Во-первых, установил, что средства на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются за счет:
- обязательных страховых взносов страхователей;
- взыскиваемых штрафов и пени; капитализированных платежей, поступивших в случае ликвидации страхователей;
- иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Во-вторых, регламентировал, что субъектами обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем; Физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы; иностранные граждане и лица без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации; физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем.
В-третьих, определил, что право на получение возмещения вреда по обязательному социальному страхованию наступает с момента наступления страхового случая, каковым является подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет за собой возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.

В-четвертых, установил конкретные виды обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. К таковым относятся: пособие по временной нетрудоспособности, которое во всех случаях составляет 100% среднего заработка застрахованного лица; единовременная и ежемесячные страховые выплаты, а также оплата дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
Закон не ограничивает права застрахованных лиц на возмещение вреда, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации, в части, превышающей обеспечение по страхованию, предусмотренное настоящим Законом. Это означает, что для отдельных категорий застрахованных граждан федеральными законами и нормативными актами могут быть предусмотрены дополнительные виды социальных гарантий.
Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также организации вправе помимо обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, предусмотренного 125 Федеральным Законом, осуществлять за счет собственных средств виды личного страхования работников, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Таким образом, любая организация вправе (наряду с обязательным страхованием своих работников в ФСС РФ) дополнительно застраховать своих работников на взаимоприемлемых условиях в любой коммерческой страховой компании. В настоящее время данная норма Закона в основном реализуется в форме добровольного страхования сотрудников организаций и предприятий за счет собственных средств работодателя.
Данный вид социального обеспечения имеет множество положительных моментов:
повышается авторитет предприятия и самого работодателя, снижается текучесть кадров, работники чувствуют свою социальную защищенность, так как при наступлении несчастного случая на производстве или профессионального заболевания уровень социальной защищенности работников значительно повышается. Кроме того, работодатель имеет право выбора страховой компании, с которой им будет заключен договор на добровольное страхование работников. Добровольное страхование работников по своей структуре аналогично обязательному социальному страхованию, с той разницей, что страховые взносы уплачиваются работодателем и в соответствии с данным Законом, и страховой компании, с которой им будет заключен договор на добровольное страхование своих сотрудников. Также отличие данных видов страхования состоит в том, что по договору о добровольном страховании работник чаще всего получает бесплатное медицинское, причем качественное, обслуживание, а не денежные суммы, что подчас гораздо важнее и эффективнее.
Кроме того, страхование работников за счет собственных средств организации может быть обусловлено характером работы и предусматривается в отраслевых соглашениях, коллективных договорах.
Данным законом четко определены задачи обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые состоят в следующем:
Во-первых, это обеспечение социальной защиты застрахованных и экономическая заинтересованность субъектов страхования в снижении профессионального риска.
Во-вторых, это возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных Законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
И, в-третьих, это обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Это одна из важнейших задач системы обязательного социального страхования, требующая своевременных действий со стороны работодателей-страхователей и страховщика – Фонда социального страхования Российской Федерации.
Ежегодно Фондом даются разрешения предприятиям на использование части сумм страховых взносов на финансирование мероприятий по охране труда. То есть страхователи вместо того, чтобы перечислять установленные законодательством взносы в Фонд социального страхования, часть из них могут использовать на мероприятия по охране труда. Для некоторых страхователей взносы являются единственным возможным источником для финансирования того или иного мероприятия по охране труда: особенно для тех, кто находится в тяжелом финансовом положении.
В 2016 году предприятия Пограничного МР не обращались за выделением этих средств.
В настоящее время действуют Правила финансового обеспечения предупредительных мер, утвержденные Приказом Министерством труда Российской Федерации от 10.12.2012г. №580н. Финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов в 2017 году подлежат расходы страхователя на следующие мероприятия:
- проведение специальной оценки рабочих мест по условиям труда,
- проведение мероприятий по приведению уровней загазованности и запыленности на рабочих местах в норму,
Примечание: Подпункт "г" пункта 3 вступает в силу с 1 января 2017 года, за исключением положений, устанавливающих, что за счет сумм страховых взносов осуществляется финансовое обеспечение расходов страхователя на приобретение специальной одежды, изготовленной из тканей, трикотажных полотен, нетканых материалов, страной происхождения которых является РФ.
- приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, изготовленных на территории Российской Федерации, в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ и (или) на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств. Расходы страхователя на приобретение специальной одежды подлежат финансовому обеспечению, если указанная специальная одежда изготовлена на территории Российской Федерации из тканей, трикотажных полотен, нетканых материалов, страной происхождения которых является Российская Федерация;
- проведение периодических медосмотров,
- санаторно-курортное лечение работников,
- обучение по охране труда работников,
- обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием,
- приобретение алкотестеров,
- тахографов (приборов по контролю за соблюдением режима труда и отдыха водителями, приобретение лечебно-профилактического питания);
- приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи;
- приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно предназначенных для обеспечения безопасности работников и (или) контроля за безопасным ведением работ в рамках технологических процессов, в том числе на подземных работах;
- приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно обеспечивающих проведение обучения по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте и (или) дистанционную видео- и аудио фиксацию инструктажей, обучения и иных форм
подготовки работников по безопасному производству работ, а также хранение результатов такой фиксации.
Объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году. В случае если страхователь с численностью работающих до 100 человек не осуществлял в течение двух последовательных лет, предшествующих текущему финансовому году, финансовое обеспечение предупредительных мер, объем средств, направляемых таким страхователем на финансовое обеспечение указанных мер, не может превышать: 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за три последовательных года, предшествующих текущему финансовому году, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем за три последовательных календарных года, предшествующих текущему финансовому году; сумму страховых взносов, подлежащих перечислению им в территориальный орган Фонда в текущем финансовом году.
Страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года. Заявление представляется страхователем либо лицом, представляющим его интересы, на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации на текущий финансовый год, поэтому средства выделяются страхователю с учетом имеющихся ассигнований на момент обращения. В соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в целях экономической заинтересованности страхователей в снижении профессионального риска, Фонд устанавливает скидки и надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний .
Порядок установления скидок и надбавок к страховому тарифу регулируется Правилами установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 N524.
Скидки и надбавки устанавливаются на очередной (т.е. следующий за текущим) год по итогам деятельности страхователя за три года, предшествующих текущему. Максимальный размер скидки или надбавки не может превышать 40% утвержденного страхового тарифа.
Расчет скидок и надбавок производится в соответствии с методикой, которую утверждает Министерство труда и социальной защиты РФ по согласованию с Минфином России и ФСС РФ.
Прежде всего стоит отметить, что назначение скидки или надбавки зависит от основных показателей деятельности страхователя за три года, предшествующих текущему.
Перечислим эти показатели:
- отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими у страхователя страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов;
- количество страховых случаев у страхователя на 1000 работающих;
- количество дней временной нетрудоспособности у страхователя на один страховой случай (исключая случаи со смертельным исходом).
Страховщик устанавливает страхователю скидку к страховому тарифу при условии, что все перечисленные выше показатели у него меньше аналогичных показателей по виду экономической деятельности, к которому отнесен основной вид его деятельности. Если же соответствующие показатели у него больше, страхователю устанавливается надбавка к страховому тарифу.
Так же скидки и надбавки определяются с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда и сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах по состоянию на 1 января текущего календарного года.
Данные сведения отражаются страхователем в отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, (Форма 4-ФСС).
Для получения скидки к страховому тарифу существует ряд дополнительных условий.
Прежде всего, это отсутствие в году, предшествующем году подачи заявления, страховых случаев со смертельным исходом. Исключение составляют случаи, произошедшие по вине третьих лиц. Кроме того, страхователь должен:
1) вести финансово-хозяйственную деятельность в течение не менее чем трех лет с даты регистрации до года, в котором рассчитывается скидка.
2) своевременно уплачивать текущие страховые взносы.
3) не иметь задолженности по страховым взносам на дату подачи заявления о предоставлении скидки.
Чтобы получить скидку к страховому тарифу, страхователь должен подать в территориальный орган ФСС РФ Заявление. Заявление можно подать не только на бумажном носителе, но и в форме электронного документа, который удостоверен усиленной квалифицированной электронной подписью. Срок подачи Заявления - не позднее 1 ноября года, предшествующего году, на который устанавливается скидка. Размер надбавки Фонд рассчитывает самостоятельно по каждому страхователю.
Надбавку устанавливают не позднее 1 сентября текущего года.