Всегда есть вопросы, требующие внимания депутатов

Конец года для местных парламентариев важный период – принимается районный бюджет в двух чтениях. Это основной документ, который определяет, как будут распределяться денежные средства в 2017 году. На очередном заседании Думы депутаты рассмотрели бюджет района на следующий год в первом чтении.
Накануне последнего в уходящем году заседании Думы района журналисты газеты «Вестник Приграничья» провели круглый стол с депутатами этого представительного органа. Но так как встреча была приурочена к двадцатилетию районного законодательного органа власти, который будет отмечаться в середине января 2017 года, разговор вышел далеко за рамки обсуждения бюджета.
В работе круглого стола приняли участие председатель Думы И. Басюк, депутаты В. Пирогов, В. Евдокимов, А. Гаврик, А. Набоков, А. Харенко, К. Талипов, И. Тужик.
В ходе круглого стола в первую очередь речь пошла о принятии бюджета района.
 - Дума в текущем  5-ом созыве работает уже три года. Чем, на ваш взгляд, отличается Дума вашего созыва от других?
А. Набоков:
 Я второй созыв работаю в Думе, и считаю, что нынешний состав более глубоко изучает проблемные вопросы, которые выносятся на заседания, всесторонне и компетентно их потом обсуждает. Прежде было заметно, что некоторые депутаты впервые  видят документы и по ходу заседания с ними знакомятся. Сейчас такого нет, депутаты заранее вникают в документы повестки, приходят подготовленными, с продуманными вопросами. Это позволяет  им быть осведомленными, формировать свою позицию, открыто  ее высказывать, вырабатывая взвешенное решение.
И еще важное отличие: нынешняя Дума прилагает больше усилий, чтобы исполнительный орган - администрация района – более результативно исполняла свои полномочия.
В. Евдокимов:
 Поддерживаю своего коллегу в том, что нынешние депутаты скрупулезнее относятся к повестке. В этом большая заслуга нашего председателя Ирины Августовны Басюк, потому что она очень детально прорабатывает каждый вопрос. Отличие нынешнего созыва  вижу в том, как неравнодушно, серьезно и ответственно относится большинство депутатов к своим общественным обязанностям, насколько они компетентны, твердо стоят на своей позиции. Мне нравится, как работает на заседаниях коллега Андрей Гаврик. Для него нет  в повестке незнакомых тем. Дотошно вникает в каждый вопрос, уточняет информацию, со знанием дела ведет диалог, очень принципиальный. И вообще скажу, что именно принципиальностью нынешняя Дума отличается от предыдущего состава.
А вот проблемам ЖКХ Дума мало уделяет внимания. Допускаю, что в этом есть моя недоработка, не проявляю настойчивости. Но оставлять их нерешенными нельзя, иначе качественной питьевой воды в Пограничье не будет даже при условии выполнения программы «Чистая вода». Как вода может быть чистой, проходя по старым загрязненным трубам... А износ сетей, если оценивать объективно, составляет все 100%.
И. Басюк:
 К депутатам прошлого созыва мы относимся с большим уважением. В первую очередь за то, что ими была создана основательная законодательная база. Большая их заслуга в том, что действующий Устав района полностью отвечает требованием краевого и федерального законодательства, разработаны положения по всем полномочиям. Что касается отличий в работе, то акцентирую такой момент – нынешней Думе удалось наладить работу депутатских комиссий. В предыдущем созыве было четыре комиссии, мы сократили до двух: по бюджету и экономике и по социальным вопросам. Работают члены комиссий очень активно, вдумчиво. Комиссию по бюджету и экономике сначала возглавлял Сергей Удовик. Мы все отмечали, насколько он ответственно, серьезно исполнял это поручение. Уже год председателем комиссии является Андрей Гаврик, по социальным вопросам – Кадыр Талипов. Оба работают очень добросовестно, как и их заместители – В. Боровков и С. Мацюк. Именно на этапе слушаний на комиссии депутаты более тщательно, дотошно могут вникать в суть поставленных вопросов.
Как строится повестка дня заседания Думы?
И. Басюк:
 Дума работает планово. Но в повестку каждого заседания обязательно вносим вопрос, в соответствии с которым осуществляется контроль по исполнению администрацией района того или иного полномочия. Оперативно обсуждаются на Думе животрепещущие темы, которые выдвигают на поверхность какие-то острые обстоятельства в жизни района. Чаще они попадают в повестку дня по инициативе жителей. Так было, когда закрывалась очно-заочная школа. Так отреагировали на закрытие отделения Сбербанка в с. Сергеевка. По обращению жителей рассматривали вопрос по питанию в детских садах.  Многократно поднимали вопросы по эффективному использованию имущества, особенно переданного Министерством обороны РФ. Регулярно работаем с нормативно-правовыми актами. То есть повестка Думы всегда актуальна, тесно связана с жизнью района и всегда соответствует требованиям, которые стоят перед нашим органом власти.
А. Гаврик:
 Сейчас назревает для разбирательства тема по питанию в школах. Люди обращаются, так как не во всех школах организовано горячее питание.
В. Евдокимов:
 Мне особо запомнилось, как энергично работала Дума по открытию школы в с. Бойкое. После того как образовательное учреждение было закрыто, жители не успокоились, боролись за ее восстановление. Мы все – депутаты, сельчане, администрация района в едином порыве стали добиваться открытия школы, и результат от общих действий получился отличный. Это пример, что повестка строится из наболевших, острых проблем.
- Расскажите о новом органе – совете, в который войдут депутаты районной Думы и муниципальных комитетов поселений.
И. Басюк:
- С инициативой создания совета выступил депутат С. Удовик. Мы внимательно отнеслись к этому предложению, разослали это предложение в муниципальные комитеты поселений и получили положительные ответы.
Создается совет для того, чтобы депутаты районной Думы были компетентнее в вопросах, лучше изучили потребности поселений, их проблемы и болевые точки. При верстке бюджета мы будет объективнее в подходе к выделению средств.
С другой стороны, будем контролировать эффективность использования бюджетных средств, делегированных поселениям для исполнения некоторых полномочий, и наоборот, передаваемых поселениями в район. Это будет полезно не только районным депутатам, но и поселенческим. Хотим наладить действенное общение.
- На последнем заседании Думы вы рассмотрели в первом чтении бюджет района на 2017 год. Какую характеристику даете этому основному финансовому документу?
А. Гаврик:
- Мое мнение, что он не был основательно проработан. Со мной согласны коллеги, поэтому мы рекомендовали администрации увеличить доходную часть бюджета, как мы считаем, необоснованно заниженную, и соответственно увеличить расходную часть, обеспечить выполнение программ средствами. Ко второму чтению наши пожелания, надеюсь, будут учтены.
Проект бюджета был вынесен на рассмотрение депутатов вовремя, у нас было время, чтобы его изучить. Депутаты обратили внимание на несоответствие некоторых цифр, представленных нам. Например, отдел экономики рисует радужную картину развития экономики района, а финансовое управление докладывает о снижении доходной части. Кто же неправ?
А. Набоков:
- Моя позиция – нам нужен бездефицитный бюджет. Чтобы не было лукавства перед населением, нам приходится рассчитывать на то, что имеется.
Ранее мы утверждали бюджеты высокодотационные с дефицитом доходной части 5-7 млн. рублей. С 2016 года наполнение бюджета района рассчитывается по другой формуле, зависит от размера НДФЛ и еще нескольких налогов, и сейчас размер доходной части можно рассчитать достаточно точно. Задача перед администрацией ставится такая – увеличить доходную часть.
А. Гаврик:
- Если касаться текущего года, то оказалось, что в бюджет было заложено средств меньше, чем даже требуется на зарплату сотрудников. Конечно же, все это вскрылось, нас поставили перед фактом. Нужно администрации учесть ошибки и расходы по таким статьям закладывать полностью.
И. Басюк:
- В прошлом году, когда мы перешли на формирование бюджета в зависимости от НДФЛ, нам была понятна осторожность финансистов: определенный риск был. И мы утвердили первоначально дефицитный бюджет с доходной частью в сумме 335 млн. рублей.  Но к концу года она составила уже 370 млн. рублей. Мы убедились в правильности принятого по предложению администрации района решения: доходная часть значительно увеличилась. Поэтому принимать бюджет с доходной частью в сумме 357 миллионов рублей, как нам предложила администрация, считаем  неправильным. Настаиваем на увеличении этой суммы. Наша позиция такая – доходная часть бюджета, принимаемого на следующий год не может быть ниже доходной части уже исполненного бюджета. Иначе о каком развитии речь?
В. Пирогов:
 - Остается проблемным вопрос по программе «Чистая вода». В 2017 году нужно активнее вести работу по программе, потому что вода остается плохого качества, да и сети приходят в негодность. Нужно изыскивать в бюджете деньги на эти работы.
Не заложены средства в бюджете на решение проблемы утилизации твердых бытовых отходов. У нас много земель загажено мусором, растет число несанкционированных свалок. Если не примем меры незамедлительно, наступит мусорный коллапс. Надо закладывать средства и на решение этого вопроса.
И. Тужик:
-  Надо отметить, что недостаточно средств заложено на вопросы жилищно-коммунального хозяйства для сельских поселений. У нас много колонок, водопроводных сетей, колодцев, дорог, их необходимо содержать, ремонтировать, возможны какие-то аварийные ситуации. Но мы видим, что на первое чтение бюджет нам был представлен с нулями на эти расходы.
И. Басюк:
- По примерным подсчетам на вопросы ЖКХ необходимо более 2 млн. рублей, пока же ничего не заложено. Мы с этим подходом администрации не согласны, рекомендуем выделить финансирование, надеемся, что к нам прислушаются ко второму чтению.
В. Евдокимов:
- Считаю, что необходимо продумать и принять программу, по которой бы велись работы по замене водопроводных сетей. Сейчас они крайне изношены, и затягивать с решением проблемы дальше нельзя.
Нужно закладывать средства на работу со свалкой. Пока не стало как раньше – завалы мусора от свалки до трассы Пограничный-Бойкое.
 
- Второй год подряд структура бюджета программная. Насколько, на ваш взгляд, это оправданно?
И. Басюк:
- Программная структура делает бюджет более очевидным, понятным. С 2015 года в соответствии с Законом Приморского края принято положение, согласно которому ни одна программа не утверждается без рассмотрения ее депутатским корпусом. У нас теперь есть возможность изучить программы, внести в них свои предложения. Считаем это правильным.
В этом году вопрос о программах заслушивался впереди вопроса о бюджете, потому что нам, депутатам, необходимо видеть не просто сумму в бюджете, а понимать, какие действия запланированы в конкретном направлении. Это нужно, чтобы  четче понимать структуру бюджета.
Мы увидели, что из 53 млн рублей, необходимых на финансирование муниципальных программ, выделяется только 15. Депутаты высказали свои рекомендации, таким образом  мы можем влиять на принятие бюджета. Например, мы настояли, чтобы на 2017 год были заложены средства на ремонт спортзала в Сергеевской школе, приобретение мебели для столовой в Андреевской школе. Хотим, чтобы был проведен ремонт крыши этой школы, ее коридоров, крыши в Богуславской школе, помещения под тир в Доме офицеров.
В. Пирогов:
- Видим, что еще многими возможностями администрация не пользуется. Возьмем, к примеру, детский спорт. На его развитие заложены средства из районного бюджета, но почему-то мы не участвуем ни в одной краевой или федеральной программе по развитию массового спорта. Считаю, это огромный недостаток, нам нужно входить в программы, чтобы развивать массовый спорт, строить спортивные сооружения.
А. Гаврик:
- Надо отметить, что спортивные полномочия выполняются также за счет средств бюджета Пограничного поселения, которое ежегодно выделяет 400 тыс. рублей. Но получается так, что все лето стадион в Барано-Оренбургском стоит в траве – не находится средств на обкос, хотя деньги были в район переданы на эти нужды.
- Какие видите резервы для пополнения доходной части бюджета?
А. Гаврик:
- Ответ на поверхности – нужно увеличить поступление в бюджет налогов. Сейчас многие руководители платят зарплату по «серым» схемам, часть выдавая  в конвертах, уходя от налогов. Значит, надо работать с такими руководителями, выводить из тени.
Много сельскохозяйственных земель не эксплуатируется, у нас нет производств, не развита промышленность. А, к примеру, у соседей, в Ханкайском районе, строятся фермы, развивается перерабатывающее производство.
Нужно привлекать инвесторов. Имеющуюся сельскохозяйственную продукцию выгоднее во всех смыслах перерабатывать на месте. Администрации надо работать в направлении развития экономики, сельского хозяйства, а не производить радужные отчеты.
К. Талипов:
- У нас больше трети расходов – это затраты на коммунальное хозяйство бюджетных учреждений. Неплохо бы району решить вопрос с газопроводом, поторопить с этим решением краевые власти.
И. Басюк:
- Вопрос эффективности распоряжения имуществом всегда находится в центре внимания депутатов. Мы не раз  поднимали вопрос о том, что федеральные и краевые структуры годами пользуются помещениями, принадлежащими району, безвозмездно. Есть примеры, когда по заключенным договорам несвоевременно взимается плата.
Важно, считаю, правильно распоряжаться имуществом, переданным Министерством обороны. Так, не совсем  рационально распорядилась прежняя власть имуществом УРа, был списан ряд зданий как разрушенные, хотя они стояли целехонькие. Не сразу поняли эту ситуацию  депутаты нашего созыва, в итоге было упущено время, здания развалили, растащили.
А. Набоков:
- Надо изучать вопрос производства стройматериалов, например, официально оформляя карьеры, продавать пескогравий, щебень, дресву – вот и деньги в бюджет. Только надо быть активнее, добиваться реальных результатов.
В этом году депутаты крепко взялись за введение электронных аукционов по закупке продуктов питания для дошкольных образовательных учреждений района. Удалось решить этот вопрос?
А.  Гаврик:
 Проблема закупок продуктов питания для  детских садов и школ все еще остается актуальной и на это есть причины. Во-первых, невозможно проводить все закупки через аукционы, не всегда «на спрос есть предложение», то есть не всегда продукция соответствует требуемым качествам или срокам поставки. Во-вторых, аукционы не всегда выгодны, так как цены на продукцию предприятия выставляют исходя из коммерческих предложений, что зачастую намного выше магазинных и рыночных цен.
Тем не менее мы настаиваем на более настойчивой и целенаправленной работе отдела народного образования по централизованным закупкам. Проще всего пойти в магазин и купить продукты, невзирая на их качество. А это неправильно.
И.  Басюк:
Закупки с помощью аукционов позволяют оптимизировать бюджетные расходы при покупке больших объемов товаров у поставщиков, а также улучшить контроль за качеством продукции. Этот вопрос мы поднимали на заседаниях Думы три раза. Весной мы посетили сельские детские сады, и там ситуация хуже - закупки происходят в местных магазинах, а их в селах очень мало, конкуренции нет и цены значительно выше. Качество продуктов оставляет желать лучшего. Мы увидели овощи и фрукты родом из Китая, даже картофель и свекла, вместо мяса – куриные окорочка, вместо сливочного масла – сливочная смесь. Мы провели значительную работу с отделом народного образования. Аукционы нужны, в детских садах и школах на первом месте должна стоять даже не цена, а качество детского питания.
 В июне мы снова посетили сады и увидели совершенно другую ситуацию: хорошее сливочное масло российского производства, целые тушки кур в заводских упаковках, картофель, закупленный у местных фермеров. К сожалению, закупки в садах проходили не полностью аукционами, а в четвёртом квартале этого года почти прекратились.
На сегодняшний день в детских садах регулярны и успешны аукционы на молочную продукцию. Мы продолжаем работу по этому вопросу, изучаем подходы к аукционам и выбору поставщиков. Ситуация остается на нашем контроле и мы не оставим ее, пока не достигнем в данном вопросе разумности.
А. Набоков:
Есть предложение добиваться изменений и дополнений в Федеральный Закон №44, в которых учесть отдаленность территорий и наличие производств. Поблизости у нас нет заводов, складов или производств пищевой продукции с которыми можно было бы заключать выгодные аукционы. Затраты на регулярные поставки в наш район значительно увеличивают цены. Хорошо экономят бюджет только аукционы на продукцию с долгим сроком хранения, например крупы.
Каким еще вопросам уделяли особое внимание?
И.  Басюк: Был выполнен большой объем работ по улучшению спортивной жизни Пограничного района. Были сделаны ремонты в спортзалах школ с. Жариково и с. Барано-Оренбургское, они уже давно нуждались в обновлении и совместно с администрацией Пограничного района этот вопрос был проработан, в итоге  работы здесь были выполнены. На следующий год в планах отремонтировать спортзал Сергеевской школы, который так же остро нуждается в ремонте.
Всегда актуальны для нас проблемы в ДЮСШ, мы тесно сотрудничаем с П.  Лавриненко. Был поднят вопрос о возвращении сокращенного количества спортивных секций и занятий в ДЮСШ, и в этом году мы вернулись к прежнему уровню.
Так же мы рассматривали вопрос об оснащении школ современным оборудованием и эффективности его использования. Мы объехали большинство школ и проверили комплектацию и качество работы оборудования. По итогам поездки была создана комиссия из наших депутатов и работников отдела народного образования, которая к следующему заседанию Думы представила отчет о недостающих элементах оборудования и программного обеспечения. Вопрос был решен и теперь в школах все оборудование готово к работе. Так же были проведены мастер-классы, как работать с современным оборудованием,  47 учителей районных школ прошли обучение.
Неоднократно поднимались вопросы о парковой зоне ГДО. Сейчас вопрос о передаче территории в пользование муниципалитета решается администрацией района в судебном порядке, и все мы надеемся на положительный результат и дальнейшее восстановление парковой зоны.
Вопрос о сборе и утилизации твердых бытовых отходов так же рассматривался неоднократно, так как эта проблема одна из самых важных в районе. 
 
Как осуществляется обратная связь с избирателями, есть ли у депутатов наказы, реально их выполнять?
И. Тужик:
 Несколько лет жители Жариковского поселения поднимают вопрос восстановления автобусного сообщения по маршруту Уссурийск – Пограничный - Жариково. Эти рейсы были удобны для студентов. И сейчас учащаяся молодежь переживает  большие неудобства, выбираясь из города домой. Данный наказ передается депутатам от созыва к созыву, но решить проблему не удается. Нереально выполнить наказы, находящиеся в компетенции иного уровня власти или вообще бизнеса. Другие наказы, которые по силам исполнить местной власти, мы сообща выполняем.
 А. Харенко:
 У меня 5-й избирательный округ, в него входят улицы Кирова, Комсомольская, Советская, Сун Ятсена и др. Думаю, не ошибусь, сказав, что избиратели  своего депутата знают. С людьми я встречаюсь, беседую, принимаю наказы. В прошлом году был наказ - заасфальтировать ул. Комсомольскую. Улица частично заасфальтирована. Конечно, хотелось видеть ее полностью в асфальте, так как вид у нее был неприглядный. Но эту часть грунтовой уличной дороги подсыпали, пройгредировали, нарезали кюветы.
Три наказа дано на этот год. Первый, асфальтировать часть ул. Сун Ятсена - от дома № 19 до ул. Советская. Этот наказ выполнен, жители улицы остались довольны, я с ними беседовал по этому вопросу. Второй, освещение ул. Кирова от перекрестка на ул. Карла Маркса до угла улицы Пионерской. Наказ прорабатывается на уровне районного руководства и в городском поселении. Еще наказ – устройство автостоянок. Намечается сделать две парковки. Одну на ул. Кирова в районе дома № 10 по ул. Карла Маркса, вторую - на ул. Пионерская напротив гостиницы «Меркурий».
Проблеме автостоянок нужно уделить пристальное внимание, чтобы автотранспортом не были абы как запружены улицы. Прекрасным местом для парковки авто может послужить территория бывшего военного ателье. Участок пустует, он расположен рядом со школой искусств, неподалеку центральная площадь, где проходят массовые мероприятия, ярмарки. Подходящий участок видится в районе кафе «Отдых». Места там достаточно, чтобы провести разметку и организовать парковку. Этими вопросами буду основательно заниматься, чтобы они были решены как можно раньше.
По многим наказам сообща работаем с депутатом муниципального комитета Пограничного городского поселения Николаем Спицыным, территориально округа у нас совпадают.
И. Басюк:
- По наказам действует такая практика: депутаты в письменном виде сообщают в Думу о своих наказах. Накануне формирования бюджета список наказов направляем в администрацию района и просим дать ответ, выполнение каких наказов возможно. Но приоритет отдается социальным наказам, имеющим общественную значимость. Таким образом в школах отремонтированы спортивные залы. В таком же порядке исполнялся наказ, данный депутату А. Гаврику по устройству ливневой канализации в северной части поселка  в районе улиц Строителей, Лазо, Решетникова и др., территории которых подтапливались. По наказам сделано освещение ул. Лазо в районе школы. Лично мне в рамках наказов, имеющих общественное значение, удалось решить проблему ливневых стоков в районе ул. Рабочая, 7 и Советская, 64. Получилось за счет средств, выделенных тогда депутату Законодательного Собрания С. Сопчуку на реализацию наказов избирателей, выполнить наказ жителей дома № 77 по ул. Советская по асфальтированию придомовой территории. Внесем в  программу наказов и будем добиваться исполнения ремонта кровли в Богуславской СШ. Скорее всего, примем как наказ ремонт кровли в Андреевской школе.
 Много вопросов у избирателей по благоустройству. Решать их нам сложно. Потому что вопросы благоустройства не входят в полномочия района. Поступаем так: обращаемся с письмами в органы сельской и поселковой власти с просьбой оказать содействие в выполнении конкретных наказов. Приятно отметить, что с их стороны встречаем понимание и поддержку. Так же работаем по наказам, относящимся к компетенции районной администрации. По асфальтированию ул. Колхозная в с. Сергеевка (наказ депутату С. Мацюк) нам ответили, что в будущем году такие работы не планируются, но, возможно, будут внесены в план 2018 года. Или на просьбу по обустройство подъездов к ФАПам в с. Рубиновка и Духовское (наказ депутату И. Тужик) получили ответ, что работы будут включены в план на 2018 год. Не всегда ответы устраивают депутатов, но и при отрицательном решении мы обозначаем болевую точку, поднимаем проблему, которую в перспективе все равно придется решать.
Работа  депутатского корпуса складывается так, что всегда есть вопросы, требующие нашего пристального внимания.
P.S. 22 декабря депутаты Думы провели завершающее год заседание, на котором утвердили бюджет на следующий 2017 год. Принят бездефицитный бюджет, общий объем доходов составляет 364 млн 810,98 тыс. рублей. Общий объем расходов принят в этой же сумме.
Дина Бушуева, Светлана Лабина, Инна Гапон