Пятница, апреля 19, 2024

Current Date & Time

Госструктуры ссылки

Обратиться к ПрезидентутРоссии  Официальный сайт Администрации Приморского края Уполномоченный по правам человека в Приморском крае  Федеральный портал государственной службы и управленчесских кадров 

Муниципальные услуги

User Login

Счетчик обращений

Поиск документов и статей

Муниципальная целевая программа «Одаренные дети Пограничного муниципального района» на 2014-2016 годы

1. Паспорт муниципальной целевой программы «Одаренные дети Пограничного муниципального района» на 2014-2016 годы

Наименование Программы «Одаренные дети Пограничного муниципального района» на 2014-2016 годы(далее – Программа)
Дата принятия решения о разработке муниципальной целевой Программы Постановление администрации Пограничного муниципального района от 27.06.2013 №354 «О разработку проектов муниципальных целевых программ»
Разработчик Программы Отдел народного образования администрации Пограничного муниципального района
Исполнители Программы Отдел народного образования администрации Пограничного муниципального района
Цель Программы Создание оптимальных условий для выявления, образования и развития одаренных детей, их социальной поддержки,  обеспечение преемственности в выявлении и развитии одаренности детей от дошкольного до среднего общего образования.
Задачи Программы

1.Обеспечение условий для участия детей в конкурсах для одарённых, способных детей с развитыми познавательными интересами.

2.Способствование получению дополнительного образования одарёнными учащимися.

3.Целевая поддержка учащихся, достигших высоких результатов в учёбе, спорте и творческой деятельности.

4.Обеспечение специальной педагогической, психологической  и методической подготовки учителей для работы с детьми с высоким уровнем интеллектуального развития.

Сроки реализации Программы  2014-2016 г.г.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

  • повысить уровень  профессиональной компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми;
  • увеличить число педагогов, владеющих инновационными образовательными технологиями (предполагается увеличения показателя с 15% в 2013 году до уровня 65% к концу 2016 года);
  • увеличить количество районных конкурсных мероприятий, направленных на выявление и развитие детской одаренности;
  • увеличить число учащихся, принимающих активное участие в олимпиадах, научных конференциях, интеллектуальных конкурсах районного, краевого, российского уровней, от общего количества учащихся 7-11 классов муниципальных общеобразовательных учреждений Пограничного муниципального района (планируется увеличить показатель с 35 % в 2013 году до 55% в 2016 году);
  • увеличить число победителей и призеров краевых, российских олимпиад, интеллектуальных соревнований и творческих конкурсов (с 15 % в 2013 году до 30% к концу 2016 года);
  • увеличить контингент воспитанников и учащихся, обучающихся по программам дополнительного образования;
  • создать систему работы образовательных учреждений по индивидуализации поддержки одаренных детей.
Объемы финансирования мероприятий, определенных Программой

2014г – 127,5 тыс. руб.
2015г. – 137,0 тыс. руб.
2016г. – 146,0 тыс. руб.
Всего – 410,5 тыс.руб.

Показатели социально-экономической эффективности реализации Программы
  • создание системы взаимодействия педагогов и руководителей муниципальных учреждений образования района, преподавателей учреждений дополнительного образования по вопросам выявления, обучения и развития талантливых обучающихся;
  • развитие системы муниципальных конкурсных и олимпиадных мероприятий, гарантирующих участие победителей в аналогичных мероприятиях более высокого уровня;
  • внедрение инновационных образовательных технологий в процесс обучения школьников в муниципальных общеобразовательных учреждениях района.
  • повышение статуса одаренных детей через освещение их достижений в средствах массовой информации, поощрение талантливых школьников района;
Система организации контроля за исполнением Программы

 Общую координацию выполнения Программы осуществляет отдел народного образованияадминистрации Пограничного муниципального района

2. Основания для разработки Программы

Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям общества и каждого гражданина. Одной из задач, поставленной на федеральном уровне, является создание системы целенаправленной работы с одарённой и талантливой молодёжью.
Поддержка способной и талантливой молодежи является одной из составляющих приоритетного национального проекта «Образование». Важную роль в ее решении играет система образования, которая должна создать равные стартовые условия для выявления, развития и социальной поддержки одаренных детей
Программа «Одаренные дети Пограничного района» на 2014-2016 годы (далее – Программа) предполагает выявление и развитие природных задатков детей на всех ступенях образования, обеспечение условий для максимального развития их интеллектуального и творческого потенциала. Мероприятия Программы направлены на создание условий для выявления, поддержки и развития одарённых детей, включая материально-техническое, методическое, кадровое, информационное и организационное обеспечение.
При разработке Программы учитывались:
- закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р;
- государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 22.11.2012 №2148-р;
- приоритетный национальный проект «Образование»;
- национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Правительством РФ от 26.05.2012 г. №2405п-П8;
- государственная программа «Развитие образования Приморского края» на 2013-2017 годы, утвержденная постановлением администрации Приморского края от 07.12.2012 №395-а;
- Концепция развития системы образования Пограничного муниципального района на период до 2020 года;
Решение задач Программы невозможно без преемственности дошкольного, основного и дополнительного образования, только в этом случае возможна эффективная работа с одаренными детьми, формирование непрерывного образования.
Задача отдела народного образованияадминистрации Пограничного муниципального района в области поддержки детской одаренности заключается в том, чтобы, создав условия для всестороннего развития каждого ученика, помочь школьнику развиться в той области, где он наиболее активно проявляет свои способности и таланты. Поддержка образовательных учреждений в работе с одаренными школьниками, развитие системы подготовки кадров, работающих с талантливыми детьми, проведение целевых массовых мероприятий с участием одаренных ребят – основные направления реализации муниципальной целевой программы «Одаренные дети Пограничного муниципального района» на 2014-2016 годы.

3. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Динамичные изменения социально-экономических отношений, требования, предъявляемые к выпускнику образовательных учреждений, вызывают потребность в высокообразованных, активных, творческих людях, способных ставить новые перспективные цели, нестандартно решать поставленные задачи. Приоритетной задачей формирования будущего интеллектуального и творческого потенциала Пограничного муниципального района является создание профессиональной элиты, что невозможно без выявления, поддержки, адресной помощи и развития наиболее одаренных в различных областях знаний и творчества детей и молодежи.
Для определения проблем, подлежащих программной разработке, целевых установок, выделения объектов программного решения проведен исходный анализ состояния работы по выявлению и поддержке одаренных детей.
В районе на протяжении ряда лет накоплен определенный опыт организации мероприятий, направленных на выявление талантливых детей, социальной поддержки школьников, имеющих особые достижения в различных видах деятельности.
Одно из главных направлений в системе поиска талантливых детей – Всероссийская олимпиада школьников.
Ежегодно в районе проводится муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников. В 2012 году 149 учащихся 8-11 классов (26,4% от общего числа учащихся 8-11 классов) приняли участие во Всероссийской олимпиаде. Победители и призеры муниципального этапа (16,1% от общего числа принявших участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады)участвовали в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников.

Годы Кол-во участников муниц. этапа Кол-во победителей муниц. этапа Кол-во участников рег.этапа Число призеров рег.этапа Число победителей рег.этапа Число победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников
2010-2011 234 28,9% 20 8,5% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0%
2011-2012 170 24,3% 28 16,5% 7 25% 0 0% 0 0% 0 0%
2012-2013 149 26,4% 24 16,1% 4 16,7% 1 25% 1 25% 0 0%

В 2012-2013 учебном году учащиеся, обладающие интеллектуальными способностями, стали призерами и победителями муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по 9-ти предметам. Призеров и победителей Всероссийской олимпиады на притяжении последних трех лет нет.

С целью выявления одаренных детей на начальной ступени обучения, создания мотивации к учебе было разработано положение о районной олимпиаде учащихся начальных классов, положение о районной олимпиаде учащихся 5-7 классов. Второй год проходят районные олимпиады по математике, русскому языку, окружающему миру для учащихся 4 классов, впервые в 2012 году по русскому языку, английскому языку, математике, биологии, истории, обществознанию, географии в 5-7 классах.

Результаты олимпиад:

Класс Количество участников % от общего количества учащихся Количество победителей % от общего количества Количество призеров % от общего количества
4 кл. 34 29,8% 5 14,7% 6 17,6%
5-7 кл. 132 20,4% 11 8,3% 26 19,7%

В районе работают 6 дошкольных образовательных учреждения, 5 общеобразовательных учреждений, 2 учреждения дополнительного образования, 1детская школа искусств, которые реализуют образовательные программы, направленные на удовлетворение интеллектуальных и творческих потребностей учащихся и воспитанников. В 2013 году на базе МКОУ «Сергеевская средняя общеобразовательная школа ПМР» открыта площадка по работе с одаренными детьми, реализующая методическую помощь другими образовательным учреждениям в форме консультаций, семинаров.
В целях обеспечения качественной работы с одаренными детьми образовательные учреждения разрабатывают и реализуют специализированные программы по работе с одаренными. Важной формой работы с одаренными детьми остаются конкурсы, выставки, фестивали, соревнования. С появлением в школах Интернета активизировалась работа учащихся в дистанционных конкурсах, олимпиадах.
Приобщение талантливых и способных ребят к научно-исследовательской деятельности, разработке проектов, выполнению творческих работ позволяет создавать благоприятные условия для их самообразования и профессиональной ориентации.
Ежегодно в целях развития системы выявления и поддержки одаренных детей организуются и проводятся мероприятия с учащимися и воспитанниками образовательных учреждений: «Лидер XXI века», «Ученик года», «Юное дарование Пограничного района», «Мы наследники победы», КВН.«Talentshow» и др.). Одной из важных задач в работе по выявлению и поддержке одаренных детей является рост числа участников в данных мероприятиях.
Для развития способностей детей важное значение имеет дополнительное образование. Многие дети, посещающие учреждения дополнительного образования, достигают высокого мастерства в области художественного и исполнительского искусства, в музыке, живописи. На это направлена деятельность МКОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей Пограничного муниципального района»,в 128 кружках занимаются 1734 человека, что составляет77,4 % от всех учащихся в районе.
Сборные команды МКОУ ДОД «Детская –юношеская спортивная школа Пограничного муниципального района» принимают участие в зональных, краевых и Всероссийских соревнованиях, показываютвысокие результаты.
Большие достижения имеет МКОУ ДОД «Детская школа искусств Пограничного муниципального района», в которой обучаются 232 ребенка.
Можно сделать вывод, что на сегодняшний день в образовательных учреждениях района созданы определенные условия для обучения, развития и реализации способностей детей и предъявления продуктов их интеллектуальной, творческой деятельности.
Вместе с тем, существующая система обучения в образовательных учреждениях района не обеспечивает в полной мере индивидуального развития детей с повышенным интеллектуальным и творческим потенциалом, что обуславливает несоответствие уровня достижений отдельных учащихся их высоким потенциальным возможностям.
Несмотря на совершенствование системы работы с одаренными детьми в Пограничном муниципальном районе, необходимы механизмы для ее более устойчивого функционирования и развития. Системные меры по поддержке талантливых детей и молодежи - основной путь для воспроизводства и формирования кадрового потенциала района
Необходимо создание единого районного информационного банка данных «Одаренные дети Пограничного муниципального района». Отсутствие объективной и полной информации о детях, обладающих различными видами одаренности, определяет спонтанный характер их обучения и развития.
Также необходимо в целях своевременной идентификации одаренности создать систему выявления и отбора одаренных детей, основанную на использовании всевозможных источников информации о ребенке и квалифицированной психолого–педагогической диагностике.
Проблемным полем является кадровое обеспечение системы обучения, воспитания и развития одаренных детей. В Пограничном муниципальном районе развития кадрового состава, повышения уровня профессиональных знаний преподавателей решаются с помощью проведения обучающих семинаров, научно-практических конференций.
Но, с учетом современных требований к организации системы работы с одаренными учащимися, необходима курсовая подготовка специалистов (педагогов-предметников, координатора по работе с одаренными учащимися, педагогов дополнительного образования). Из анализа повышения квалификации педагогов Пограничного района следует, что ежегодно лишь около 1% педагогов повышают уровень квалификации по проблеме развития одаренности детей и подростков.
Исходя из этого, следует, что обладая не в полной мере специальными знаниями в области детской одаренности, педагоги в своей практической деятельности не всегда имеют возможность распознать способности своих учеников, не умеют стимулировать их развитие, оказывать квалифицированную помощь родителям одаренных детей. Недостаточный уровень квалификации педагогов в большинстве случаев сдерживает развитие одаренного ребенка, что может спровоцировать «затухание таланта».Работа с одаренными детьми требует особой профессиональной подготовки педагогов, внедрения в учебный процесс инновационных образовательных методик и технологий.
По результатам исследований в области детской одаренности отмечается, что нестандартно мыслящие дети, обладающие выдающимися способностями, чаще всего испытывают трудности в межличностных коммуникациях, обладают повышенной нервной возбудимостью, высоким уровнем тревожности, следствием чего являются психосоматические заболевания. В связи с этим актуальна задача обеспечения психологического сопровождения развития одаренных детей.
На сегодняшний день в Пограничном муниципальном районе ни одно образовательное учреждение не обеспеченопсихологической службой. В образовательных учреждениях отсутствуют педагоги – психологи, которые должны обеспечивать психологическое сопровождение обучающихся.
Таким образом, исходя из уже имеющихся ресурсов системы образования района, необходимо разработать новую систему обучения и развития детей с неординарными способностями, расширить спектр образовательных услуг для удовлетворения образовательных потребностей одаренных детей.

Увеличить степень индивидуализации процесса обучения одаренных школьников и создать условия для их опережающего развития в условиях массовой школы предполагается за счет:
- введения обучения данной категории детей по индивидуальному учебному плану;
- пересмотра содержания образования в части развития мыслительных и психических процессов, творческих способностей, саморазвития личности, что должно найти отражение в учебных курсах, составляющих вариативную часть учебного плана;
- обеспечения широкого доступа к различным источникам информации в каждом образовательном учреждении;
- организации дистанционного обучения одаренных школьников.

Вместе с тем, требования к современному кадровому и материальному потенциалу образовательных учреждений района, ответственному за развитие детской одаренности, диктуют необходимость дальнейшей модернизации системы работы с одаренными детьми. Необходимо межведомственное взаимодействие, современная материально-техническая база для работы с одаренными детьми, более эффективные мероприятия по поддержке одаренных детей.
Актуальность настоящей Программы заключается в необходимости обеспечить благоприятные условия для выявления и развития одаренных детей Пограничного муниципального района. Программа предусматривает комплекс мероприятий, направленных на выявление и поддержку одарённых детей.
Применение программно-целевого метода позволит создать в районе условия для проявления и развития способностей талантливых детей, обеспечить их социальную поддержку, повысить качество образования и воспитания школьников.

4. Цели и задачи Программы

Основная цель Программы заключается в создании оптимальных условий для выявления, образования и развития одаренных детей, их социальной поддержки, обеспечением преемственности в выявлении и развитии одаренности детей от дошкольного до среднего общего образования.

Задачами данной программы являются:
1.Обеспечение условий для участия детей в конкурсах для одарённых, способных детей с развитыми познавательными интересами.
2.Способствование получению дополнительного образования одарёнными учащимися.
3.Целевая поддержка учащихся, достигших высоких результатов в учёбе, спорте и творческой деятельности.
4.Обеспечение специальной педагогической, психологической и методической подготовки учителей для работы с детьми с высоким уровнем интеллектуального развития.

5. Программные мероприятий и основные ожидаемые результаты реализации Программы

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
• повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми;
• увеличить число педагогов, владеющих инновационными образовательными технологиями (предполагается увеличения показателя с 15% в 2013 году до уровня 50 % к концу 2016 года);
• увеличить количество районных конкурсных мероприятий, направленных на выявление и развитие детской одаренности;
• увеличить число учащихся, принимающих активное участие в олимпиадах, научных конференциях, интеллектуальных конкурсах районного, краевого, российского уровней, от общего количества учащихся 7-11 классов муниципальных общеобразовательных учреждений Пограничного муниципального района (планируется увеличить показатель с 35 % в 2013 году до 55% в 2016 году);
• увеличить число победителей и призеров краевых, российских олимпиад, интеллектуальных соревнований и творческих конкурсов (с 15 % в 2013 году до 30% к концу 2016 года);
• повысить с 1% до 5% рейтинговые оценки результата участия учащихся Пограничного муниципального района в краевых и всероссийских олимпиадах, интеллектуальных соревнованиях и творческих конкурсах;
• увеличить контингент воспитанников и учащихся, обучающихся по программам дополнительного образования;
• создать систему работы образовательных учреждений по индивидуализации поддержки одаренных детей.
Для оценки эффективности реализации Программы используются следующие целевые индикаторы и показатели:

Целевые индикаторы и показатели Единица измерения 2013 год, базовый 2014 год 2015 год 2016 год
Количество педагогов, владеющих инновационными образовательными технологиями проценты 15% 25% 35% 50%
Количество участников районных, краевых и всероссийских олимпиад, интеллектуальных соревнований и творческих конкурсов проценты 35% 40% 45% 55%
Количество победителей и призеров олимпиад, интеллектуальных и творческих конкурсов, соревнований различного уровня. проценты 15% 20% 25% 30%
Количество высших рейтинговых оценок участия (I, II места, Гран-при и т.п.) учащихся района в краевых, всероссийских олимпиадах, интеллектуальных соревнованиях и творческих конкурсах. проценты 1% 2% 3% 5%

6. Ресурсное обеспечение Программы

Для обеспечения Программы привлекаются финансовые ресурсы из бюджета Пограничного муниципального района на весь период в размере 1131,5 тысяч рублей, а именно:
на 2014 год – 127,5 тыс.рублей
на 2015 год –137,0 тыс. рублей
на 2016 год –146,0 тыс. рублей
Всего: 410,5 тыс.рублей

7. Оценка эффективности реализации Программы

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволиторганизовать на территории Пограничного муниципального района эффективную систему работы, направленную на выявление, развитие и поддержку одаренных детей.
Социально-экономический эффект от реализации Программы выражается в увеличении доли талантливых школьников, получающих адресную помощь, в повышении качества образования на территории Пограничного муниципального района путем внедрения педагогами инновационных образовательных технологий в учебный процесс.

Применение программно-целевого метода будет способствовать:
• созданию системы взаимодействия педагогов и руководителей образовательных учреждений образования района, преподавателей учреждений дополнительного образования по вопросам выявления, обучения и развития талантливых обучающихся;
• развитию системы муниципальных конкурсных и олимпиадных мероприятий, гарантирующих участие победителей в аналогичных мероприятиях более высокого уровня;
• внедрению инновационных образовательных технологий в процесс обучения школьников в муниципальных общеобразовательных учреждениях района;
• повышению статуса одаренных детей через освещение их достижений в средствах массовой информации, поощрение талантливых школьников района.

8. Координация и контроль за выполнением Программы

Отдел народного образования администрации Пограничного муниципального района обеспечивает координацию деятельности исполнителей Программы, контроль исполнения сроков, реализации этапов Программы, несет ответственность за достижение целевых индикаторов Программы.

Исполнитель программы - муниципальное казенное учреждение «Центр обеспечения деятельности муниципальных образовательных учреждений Пограничного муниципального района»:
- предоставляет в администрацию Пограничного муниципального района отчет о выполнении программных мероприятий;
- осуществляет предварительный и текущий контроль за целевым использованием средств муниципальной программы;
- осуществляет последующий финансовый контроль за получателями средств муниципальной программы;
- осуществляет контроль сроков реализации программных мероприятий.

Контроль за исполнением Программы осуществляет администрация Пограничного муниципального района.

Вложения:
Скачать этот файл (Муниципальная целевая программа од.дети.rar)Текст программы с приложением[Файл для скачивания]91 Кб